— Юрий Михайлович, поздравляем. Что свежего исполните в Кремле?
— Да нет, что значит свежего? Будут звучать песни разных лет.
— Ну у вас же, как вы сами говорите, 10 неизданных альбомов, больше сотни песен накопилось, которые неизвестны публике.
— Они у меня есть, но не записанные, ждут своего часа.
—
— В общем да! Но песни эти надо ещё записать, а в этом большая проблема.
— Хорошо. Тогда так спрошу: что будет из того, что не звучало на широкой публике?
— Трудно сказать — что там будет такого, что не звучало на широкой публике. Дело в том, что у меня помимо моего выступления, будут еще выступления приглашенных артистов. Что они будут петь, это сейчас вопрос преждевременный. Я думаю, решу это перед самым концертом.
— А кто у вас гости в программе?
— У меня гости в программе все указаны в афише (И. Кобзон, Л. Лещенко, Валерия, С. Лазарев, Л. Агутин и А. Варум, В. Малежик, В. Зинчук, «Моральный кодекс», А. Маршал, И. Суханов, группа «Аракс». — «Труд»). Помимо тех, кто указан в афише, там будут еще, конечно артисты, пожелавшие выступить в концерте. Это некоторые известные исполнители, которых я вам не буду называть, потому что вопрос с их участием сейчас решается мною. Так что помимо моего сольного выступления будут еще выступать человек 12 известных и любимых артистов. Мне это очень приятно, конечно же. Хотя я всегда, всю свою творческую жизнь старался работать один, исключая возможность сотрудничества с
— Говорят, вы пишете музыку без помощи компьютера. Это редкость сегодня.
— Я никогда не писал с помощью компьютера. И не понимаю — как это можно писать с помощью компьютера?
— Ну хотя бы то, что пишется, всегда обрабатывается на компьютере.
— Нет, вы неправы вообще. Все не так, как вы говорите. При чем здесь компьютер? Это вы статьи на компьютере пишете. Музыка на компьютере не пишется. Музыка только записывается на компьютере. Но не всеми авторами. За-пи-сы-
— В энциклопедиях пишут, что тираж ваших пластинок подходит к 50 миллионам. А более точную цифру вы бы могли назвать?
— Да этого никто не может назвать. Если с пиратами, то, наверное, под 100 (смеётся). Это нужно у пиратов узнать, а они свои тиражи скрывают. Сколько я ни пытался узнать, мне так и не удалось. Даже правоохранительным органам это не удалось, а уж чего говорить обо мне. Но это же все равно тираж, понимаете. Официальный тираж — это одно, конечно, но неофициальный — его же тоже покупали люди. И я думаю, он почти что равен официальному.
— Да, вы известны как борец за права авторов.
— Я скажу так: я не борец за права вообще, я прежде всего борец за собственные права. Я не подымал флаг — бей пиратов, все на баррикады. Я воевал, конечно, с ними по мере своих возможностей. Сам. Но автоматически это, конечно, переходило и на общую защиту авторских прав. Потому что у нас все завязано, авторское право — оно едино и для композиторов, и для поэтов, и для художников, и для сценаристов. Авторское право есть авторское право.
— Вы ведь в правлении Российского авторского общества.
— Я не в правлении, я являюсь
— А что скажете по поводу того, что многие артисты просто выкладывают свои альбомы в интернет? Гребенщиков, Пелагея…
— Это их проблема. Такие вещи я не комментирую. Не знаю, что делают другие артисты.
— Среди ваших званий есть такое: Заслуженный артист Чеченской АССР. Вы в этой республике реально выступали?
— Не Чеченской, а
— А когда пошли все эти конфликтные дела, вы там бывали?
— Нет, конечно не бывал. Там было не до концертов. Там другие концерты проходили, под громкую канонаду артиллерии.
— И с их стороны приглашений не было?
— К счастью нет.
— Но Кобзона, например, звали, он даже перед Басаевым пел.
— Давайте без комментариев.
— Ну хорошо. Вот у вас папа был офицер.
— Да, отец был офицером.
— Вы и сами в армии в
— Я не считаю, что это
— А вам лично армия
— Я бы не сказал, что она мне
— Про вас говорят, будто вы националист и монархист.
— Я не заявлял, что я такой уж националист.
— Это,
— Ну это врут, желтая пресса, которая печатает вот такие провокационные интервью. Я не националист, естественно. Скорее я патриот. Отстаиваю, если это
— Вы
— Нет, я об этом не говорил и не собираюсь говорить.
— Вообще в политику никогда не думали податься?
— Мне это неинтересно.
— Мне кажется, вы человек государственного уровня, мыслите
— В депутаты? (долго смеется)… В депутатском корпусе уже достаточно представителей нашего сообщества.
— Но вы же много ездите, по положению, в каком находится гастрольное дело, видите, какова жизнь в стране.
— Да понимаете, ну что можно по гастрольной ситуации судить, мы приезжаем в город на один день. Утром приехали, вечером концерт, и сразу же в этот вечер или следующим утром уезжаем. О чем вообще можно судить по концертному залу, по зрителям, которые приходят все красиво одетые, веселые, довольные. Ничего нельзя сказать. Давно прошли те времена, когда мы сидели по два, три, четыре дня в городе, могли выйти, посмотреть, что вокруг, как дела в магазинах. Этого сейчас нет вообще, это закрытая тема. Мне непонятно, что происходит на периферии.
—
— Сергей, вы увлеклись. Вы о чём спрашиваете — про то, что происходит в государстве, или про концерты? Это разные вещи.
— Но связанные,
— Это
— И этой работы не становится меньше?
— У меня — нет.
— Вот это главное, что хотелось услышать. Теперь такой вопрос: известно, что среди ваших кумиров — Пол Маккартни…
— Нет у меня кумиров. Я просто очень уважительно отношусь к Маккартни.
— Ну, а любимые музыканты?
— Есть конечно.
— Вы обычно в интервью называете Клэптона, Стинга…
— Вы сейчас меня не пытайте, кто любимый. Я очень уважаю профессионалов.
— Но у вас даже была история, будто вы с продюсером Маккартни общались. (В 1991 году продюсер Маккартни приезжал в Москву заключать контракт на выпуск альбома"Back in the USSR», и Антонов передал для певца кассеты со своими записями. Вскоре Пол Маккартни в интервью «Комсомольской правде» высоко оценил эти песни. — «Труд»)
— Да, я общался с ним. История была и закончилась.
— А вот Юрий Башмет, с которым у
— Нет, такой у меня мысли не было. Хотя он совершенно замечательный артист. У него, знаете, совмещается классическое воспитание с современными мыслями. Он запросто может играть
— Ладно, мы ему подскажем, он сам к вам с идеями выйдет… Еще интересная тема: вы
— Мне так кажется.
— Неужели никто вас до сих пор не переплюнул?
— Может быть, и переплюнет.
— Ну хоть два слова о доме, который отсюда только уголком виден (Юрий Михайлович принял корреспондента в гостевом доме, — «Труд»).
— Это достаточно большой дом со всеми удобствами, представляете, даже туалет есть.
— А у его хозяина — чувство юмора… Хорошо, тогда о жильцах вашего дома. Я знаю, что у вас много кошек и собак.
— У кошек и собак свое помещение, с кухней и другими удобствами.
— Но на этом же участке?
— На этом.
— Тогда, пожалуйста, расскажите о самой замечательной кошке и самой замечательной собаке, которые оставили след в вашей жизни.
— Ну кошка и собака вряд ли могут оставить в ней яркий след, потому что на смену одной кошке приходит другая.
— Но вы их очень любите.
— Да, люблю всех. У меня есть один кот Гоша, например, он самый что ни на есть любимый, и он знает это. А также у меня есть одна самая любимая и верная собачка, ее зовут Тату. Остальных тоже очень люблю. Вот идет Масик (рыжая кошка. —
— Сколько их у вас сейчас?
— Много!
— Вы хороший хозяин дома? Например, готовить умеете?
— Да какой я кулинар, я так, на уровне… (усмехается), может быть, рабочей столовки.
— Мне казалось, вы мастер на все руки.
— Да нет, вам просто показалось. Так вот не получается. Не бывает людей универсального профиля, это слишком странно было бы, если бы я мог быть одновременно архитектором, дизайнером, кулинаром, артистом, композитором, аранжировщиком.
— А любимый напиток какой?
— Напитков много всяких, вы что имеете в виду?
— Крепкий, конечно.
— Я вообще не пью, честно говоря. Просто не пью. Может быть, иногда, редко.
— Значит, вы уникальный человек и в этом. Извините, деликатная тема: в Википедии написано, что у вас три бывшие жены — в
— И что же?
— Но вы о них никогда не рассказываете.
— Вы знаете, нет особого желания. Информация соответствует истине и всё. Без комментариев.
— Даже о ребенке ничего не скажете?
— Жив, здоров и слава богу.
— А про этот недавний случай, когда вас сотрудник ГАИ задержал и не то он вас руку поднял, не то вы на него…
— Мне эта тема не интересна.
— Вы все уже уладили?
— Уладил.
— Вы ведь, насколько знаю…
— Повторяю, эта тема мне неинтересна.
— Насчет футбола хотел спросить — вы же большой болельщик.
— Я болельщик в основном не клубный. Клубный футбол практически не смотрю, нет времени. А вот что касается сборной России, я конечно большой болельщик и сильно переживаю.
— И какие самые яркие впечатления последнего времени?
— Последний футбольный матч, на котором я был, — это в Монако, «Шахтер» (Донецк) — «Барселона». Конечно, на меня произвела большое впечатление игра и вообще атмосфера. Это был очень интересный международный матч.
— На какой машине сейчас ездите?
— У меня несколько автомобилей.
— Даже не одна?
— Даже не одна!
— А начинали с какой?
— С «Жигулей» первой модели. Появилась она у меня, наверное, году в
— Среди ваших воспитанников, которые в ваших коллективах работали, есть такие известные люди, как Укупник, Матецкий, Маргулис, Зинчук…
— Они не воспитанники. Они просто работали со мной, играли у меня в коллективах. Ну конечно
— Можно сказать, что их успехами вы гордитесь?
— Да я просто дружу с ними. Это друзья, хорошие ребята.
— А есть на свете хоть один человек, кому вы завидуете?
— Завидую? Ну, а вы считаете, что вот это чувство зависти, оно уже ушло в небытие? Конечно, есть. Когда вижу человека, а у него красивая женщина, я ему завидую (смеётся). Вот просто завидую, а что здесь такого? К деньгам, благосостоянию зависти нет. Хотя благосостояние вписывается в общий контекст, потому что на Западе оно неразрывно связано с успехом человека. Это у нас можно быть очень известным и очень бедным одновременно. Можно назвать почти всех киноартистов. Очень известные и к огромному сожалению очень бедные. А на Западе человек уже ставший известным, автоматически не может быть бедным. Просто не может. Потому что там так налажена система оплаты — через авторское право в том числе — за труд человека, который используют миллионы людей, что ему не о чем беспокоиться. Вся система работает на благосостояние этого человека.
— Вы
— Люблю? Очень странный вопрос — кого же я люблю? Всех людей на свете!
— Даже журналистов?
— Журналистов ненавижу (смеется).
Выбор
Три главных альбома Юрия Антонова
«Крыша дома твоего» (1983)
Заглавная песня диска взята из детского мюзикла Антонова «Приключения кузнечика Кузи», который целиком вышел позже.
«От печали до радости» (1987)
Альбом записан с ансамблем «Аракс». Включает хиты «Я тебя не забуду», «Завтра», «Все, как прежде».