Главная Культура 00:04 18 Декабря 2020 7388
Сати Спивакова: И это еще не все - продолжение следует

Киноактриса и телеведущая рассказала «Труду» о своей новой книге «Нескучная классика. Еще не все»

Александр Славуцкий
Автор заверяет: сюрпризов для читателя будет много. Фото издательства АСТ

Сати Спивакова, давно влюбившая в себя тех, кому небезразличны классическая музыка и искусство, не говоря уж о женской красоте и обаянии, выпустила новую книгу «Нескучная классика. Еще не все» («Редакция Елены Шубиной»). Собрание бесед выросло из двух программ телеканала «Культура» — «Сати. Нескучная классика» и «Камертон». Среди героев — Родион Щедрин, Михаил Шемякин, Алла Демидова, Фанни Ардан, Сергей Юрский, Андрей Кончаловский и многие другие, приходившие на программы к популярной телеведущей. Книга, раскрывающая множество музыкантских, актерских и каких еще угодно человеческих тайн, успела попасть в список бестселлеров. На презентации издания в ТАСС задал вопросы автору и «Труд».

— Сати, вы ведь уже писали что-то подобное. Что побудило вновь взяться за перо?

— Та первая книга, «Не все», появилась в издательстве «Вагриус» довольно давно, в 2002 году. В ней собраны рассказы о моих встречах с великими людьми искусства. С тех пор мы с редактором Еленой Шубиной не раз думали, что стоило бы мне продолжить этот опыт. Долгое время как-то не складывалось, но вот программа «Нескучная классика» отметила 10-летие, и я почувствовала, что время пришло.

За эти годы в эфир вышло более 300 программ, в гостях у нас побывали ярчайшие люди. Из этих интервью мы с редакторами отобрали те, где не просто речь о прекрасной музыке (о другой нет смысла говорить), но в беседе раскрывается личность самого героя. Мне очень дорого, что удалось сохранить не только содержание этих бесед, но и их интонацию — знакомые, уже прочитавшие книгу, признавались, что за ее строками слышны живые голоса героев.

Конечно, есть в книге и сугубо музыковедческие главы, но большая ее часть, думаю, будет интересна и широкой публике. Отбор пришлось проводить строгий, хотелось, чтобы это был не просто печатный дубликат телеэфира, пусть и снабженный новыми преамбулами к каждому интервью, но единый текст, где все части гармонично связаны. На обдумывание ушло два года, а написала я все за два карантинных месяца. Наверное, странно так говорить, но пандемия мне помогла. Иначе бы время для книги так и не нашлось.

— Какие главные, на ваш взгляд, сюрпризы ждут ее читателя?

— Думаю, их очень много. Уверена, читателям будет интересно узнать, что слушает на досуге великая актриса Фанни Ардан или что любила слушать легендарная певица Джесси Норман.

Какие музыкальные жанры предпочитает писательница Дина Рубина, чем вдохновляется нейробиолог и психолингвист Татьяна Черниговская. Кстати, в конце каждой главы мы поместили плейлист предпочтений, создающий, на мой взгляд, выпуклый музыкальный портрет человека.

Да и помимо того в книге много интересной информации. Редакторы насытили текст огромным количеством ссылок на культурные события и факты, что вполне позволяет назвать издание образовательным. Надеюсь, читателя порадуют и уникальные фотографии героев частично из личных архивов, частично переданные нам замечательными фотографами.

— Вы посвятили книгу Владимиру Спивакову...

— А кому же еще? Если оглядеть сейчас весь мир, нет в нем для меня более родного и близкого человека. Кстати, та давняя книга посвящена маме, которую я, к сожалению, потеряла в этом июне:Спиваков, между прочим, сам был удивлен, увидев мое посвящение. Хотя чему удивляться? Ведь те два месяца, за которые писалась книга, пришлись на карантин, который мы с мужем провели в пространстве одной квартиры. Более того, в пространстве одной комнаты. Потому что ему нравилось заниматься на скрипке именно в гостиной, где я, обложившись тетрадками, сидела за компьютером. Эти два карантинных месяца стали для нас обоих серьезной проверкой, иногда мне казалось, что они длятся дольше, чем предыдущие 36 лет нашей совместной жизни...

Ну и еще я посвятила книгу мужу потому, что если бы его не было в моей жизни, то и самой классической музыки в ней давно бы не было. Да, я дочка музыкантов, окончила музыкальную школу, но дух противоречия в юности гнал меня в другие сферы. То, что я до сих пор плыву в огромном океане, именуемом классической музыкой, — заслуга Владимира Спивакова.

— Для очень многих вынужденное карантинное затворничество стало тяжким испытанием. Что помогло вам собраться и самоорганизоваться?

— Не хочу никому ставить себя в пример. Во-первых, у каждого свои рецепты, во-вторых, не считаю себя образцом организованности. Ну, например, чего ради надо было так долго тянуть с этой книгой? Но когда в марте стало ясно, что придется находиться в квартире неопределенное время практически безвылазно, я, чтобы не впасть в уныние, поставила перед собой задачу: ежедневно редактировать две главы и писать две преамбулы. С утра наливала себе большую чашку кофе и садилась работать. Если какое-то предисловие не давалось, я его откладывала и бралась за другое — а то пусть пока отдохнет и дозреет.

Помимо этой регулярности важным правилом для меня было не переставать следить за собой — так, чтобы самой себе нравиться в зеркале. Каждое утро приводила себя в порядок, подкрашивалась, причесывалась, красиво одевалась, как будто мне сейчас выходить в эфир в Zoom.

— Сейчас стало принято самые востребованные издания выпускать параллельно в двух форматах — бумажном и аудиоверсии.

— Так будет и на этот раз, но нереально собрать для озвучивания всех героев бесед, поэтому я договорилась с моим замечательным другом актером Владимиром Кошевым, что он прочитает все мужские интервью, а женские, надеюсь, возьмет на себя моя подруга, тоже прекрасная актриса, чье имя вы узнаете чуть позже. Ну и мне самой очень хочется прочитать все преамбулы.

— Наряду с артистами в книге представлена, например, упомянутая вами доктор наук Татьяна Черниговская. Чем она вас привлекла?

— Это большой ученый, яркий и разносторонний человек. Любопытна история ее появления в программе. Собираясь пригласить ее на съемки, я очень робела и была уверена, что получу отказ: ну кто я такая, чтобы столь серьезная представительница научного мира пришла ко мне в студию и рассказала о влиянии музыки на мозговые процессы. Когда мы все же встретились, я понимала, что второго шанса понравиться собеседнице у меня не будет, и, видимо, от испуга смогла произвести хорошее впечатление. Удивительно, но оказалось, что она перед программой точно так же робела! Зато, когда наша беседа завершилась, я поняла, что этим дело не закончится, мне будет не хватать Татьяны Владимировны, и я проделала хитрый маневр — пригласила ее на концерт мужа. Понимала, что он в нее непременно влюбится, и у нее таким образом не будет шансов меня забыть.

— Некоторые из ваших собеседников уже покинули земной мир. Кого из них вам сейчас особенно не хватает?

— Очень большой моей личной потерей стала смерть прошлой осенью великой американской певицы Джесси Норман. С момента нашего знакомства в 2001 году она была для меня близким человеком, даже несмотря на то, что мы нечасто виделись. По телефону она говорить не любила — предпочитала электронные письма, и переписывались мы очень часто. Обсуждали практически все, что происходит на свете, а не только музыку и театр. И сейчас мне очень не хватает суждений Джесси о том, что происходит в мире, в Америке, что творится в политике. И, конечно, мне очень не хватает Майи Михайловны Плисецкой, которая была для меня настоящей путеводной звездой и ангелом-хранителем нашей программы.

— Кем и чем еще вы вдохновляетесь в творчестве и жизни?

— Вряд ли удивлю вас, сказав, что это талантливое кино, интересные выставки, яркие спектакли, хорошие концерты... К сожалению, сегодня всего этого становится все меньше, но, надеюсь, такая ситуация временна. Кто-то находит равновесие в медитации, но я к ней не способна. Единственное, что в этом роде мне доступно, — сидеть на берегу моря и долго-долго смотреть на волны. Тогда через какое-то время ко мне начинают приходить новые идеи: А кем я вдохновляюсь? Конечно же, своими дочками, они у меня замечательные, каждая удивляет по-своему. Конечно же, мужем, который и после 36 лет супружества остается для меня непредсказуем.

— А что из книг в последнее время произвело впечатление?

— «Дневник Мастера и Маргариты» — обширное собрание дневников и переписки Елены и Михаила Булгаковых. Сама книга вышла довольно давно, но только сейчас попалась мне в руки. Только что я закончила читать роман Марины Степновой «Сад». Знакома с первым ее романом «Женщины Лазаря», это замечательное произведение, но новая книга просто захватила. У меня давно не было такого, чтобы стараться побыстрее закончить все дела и погрузиться в увлекшую книгу. А когда эти дела снова тебя зовут, оттягиваешь момент «выныривания», говоришь себе — вот только следующую главу дочитаю...

Ну и еще одна книга зовет — на этот раз снова моя собственная. Слишком много замечательных текстов и имен собеседников, с кем посчастливилось общаться, не вошло в нынешнее издание. Эту несправедливость надо исправлять.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5826
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5479
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...

Новая книга Николая Железняка «Град на крови» находит отклик в сердцах читателей

Николай Иванов
Писатель Николай Железняк и его книжная новинка «Град на крови». Фото автора

Детектив? Роман? Мистика? Триллер? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое. На самом деле – это яркая смесь всего перечисленного. Книга, которая читается легко, на одном дыхании, и финал истории непредсказуем. Такую неординарную...