
Коллекторы рассчитывают на ужесточение нормативных актов о взысканиях и выдвинули ряд предложений в свою пользу, сообщает пресса.
По мнению представителей коллекторских компаний, ранее анонсированные инициативы Минюста оказались слишком мягкими по отношению к должникам. В частности, правительство предполагает регламентировать число звонков от роботов-коллекторов. Также должники смогут ограничить частоту звонков от роботов до одного раза в сутки, 2 раз в неделю либо 8 раз в месяц. А проект закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц» делает досудебный возврат задолженности обязательным (после 30 дней можно идти в суд) и принуждает коллекторов покрывать убытки должников и моральный вред в случаях нарушения закона.
По мнению «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА), правила несправедливы к коллекторскому сообществу. Закон обязан учитывать не только права, он должен запретить недобросовестным плательщикам унижать и обижать взыскателей, а также вводить их в заблуждение, уверены коллекторы. Должник обязан использовать изначально указанный для отправки уведомлений адрес электронной почты, а убытки из-за несоблюдения подобных требований придётся погашать. Коллекторы предлагают также разрешить кредиторам и должникам договариваться о порядке и частоте взаимодействия ещё до возникновения просроченных долгов.
Должник – не белая овечка
«Лишь каждая десятая жалоба должника на взыскателя подтверждается и выносится протокол в отношении финансовой организации. Зачастую, составляя обращение, должник преследует цель не выплачивать долг», - переживает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев (цит. «КоммерсантЪ»). Обе стороны должны иметь право на защиту, решения о санкции должен принимать суд, а дело может возбуждаться только по инициативе потерпевшего, говорит Мехтиев. Суды, по его словам, крайне редко встают на сторону коллектора: судья разводят руками, ведь на данном этапе законодательство защищает прежде всего права должника. С ним согласен и президент АРБ Гарегин Тосунян.
При разговорах по телефону с коллекторами должники часто прибегают к нецензурным оскорблениям и время от времени – к угрозам, фиксирует глава МФО «МиР» Елена Стратьева. Доходит и до преследования с топорами и ножами. В целом, коллекторов оскорбляют практически в половине случаев, заметил старший вице-президент компании «Кредитэкспресс Финанс» Виктор Семендуев.
Долги не от счастливой жизни
«В отличие от взыскателя у должника за плечами нет профессиональных юристов на зарплате, нет достаточного уровня правовой и финансовой грамотности. Граждане чаще всего не исполняют своих обязательств, потому что просто нет денег даже на еду, не говоря уже об оплате долга или процедуры банкротства», - сказала руководитель проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков» Евгения Лазарева (цит. сайт ОНФ).
По Гражданскому кодексу, любые убытки компенсируются по решению суда. В том числе убытки взыскателей. «Если у взыскателей есть претензии к должнику, то они могут их решить в суде», - говорит Лазарева. Кредиторы давно обращаются к правоохранительным органам, если возникают трудности со взысканием долга. Недобросовестные плательщики порой становятся фигурантами ст. 159 УК РФ о мошенничестве.
Не понятна Лазаревой идея ограничить коммуникацию должника и кредитора исключительно электронным документооборотом. Однако представитель ОНФ приветствовала упрощение формы обращения коллектора к должнику. Пока ещё сотрудник кредитной организации или коллекторской службы обязан озвучить фамилию, имя, отчество и называть организацию, на которую работает. При соблюдении всех правил, имени и идентификационного номера достаточно для общения с должниками, говорит Лазарева.
Новые правила о защите коллекторов не сделают общение с должниками более цивилизованным, полагает эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Александра Пожарская. На должника давят нужда и вынужденное общение с взыскателями, а теперь будет раздражать понимание, что коллектор – очередное «священное» в наших законах: не лучшая почва для сохранения самообладания, предупреждает эксперт.
Действующие нормы закона вполне защищают коллекторов от грубостей и угроз, напомнил старший партнер коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергей Никитенков. Странно выделять взыскателей в какую-то особую группу людей.
Многие граждане уверены, что коллекторы - главные бандиты, сказал порталу TRUD.RU адвокат Леонид Ольшанский. Так, три года назад в Ульяновске маленький ребенок получил сильные ожоги после того, как коллекторы бросили бутылку с зажигательной смесью в дом должника. Отец семейства позаимствовал 4 тысячи рублей на лекарства, а вернуть его заставили в десять раз больше, напомнил Ольшанский. «Коллекторы должны быть вне закона. Гражданское законодательство говорит: долги можно требовать по суду. Коллектор есть порождение какого-то внесудебного элемента», - сказал эксперт. Не так давно Верховный суд постановил: если в договоре о кредите не указано, что банк может передавать право взыскания долга третьим лицам, коллекторы не имеют право даже обратиться в суд, рассказал Ольшанский. Эксперт посоветовал гражданам не брать кредиты вовсе. «Но если пришлось, читайте договор внимательно, советуйтесь с юристами. Отказывайтесь, когда у банка есть возможность передавать взыскание задолженности третьим лицам», - порекомендовал адвокат. Права потребителя – прежде всего, инициативы коллекторских служб не пройдут, полагает Ольшанский.
Самое неприятное, что представители кредиторов и взыскателей могут продавливать ужесточение законов и в меркантильных интересах. Просроченная задолженность граждан на сегодня составляет 800 млрд рублей, сообщали в Центробанке. В случае если суды станут более благосклонны к коллекторам, те воспользуются случаем заработать.
Напомним, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), доля досрочных выплат кредитов в 2019 году оказалась наименьшей с 2013 года. Главные причины: постоянный рост тарифов, налогов и цен при падении реальных доходов населения. К исходу девятого месяца года россияне закрыли досрочно 22,7% кредитов. В прошлом году доля досрочных погашений составила 24,4%.
По сведениям от Центробанка, почти 50 млн россиян имеют кредиты. Это 54% работающих граждан. Доля держателей одного кредита уменьшается, а значит, будет расти перекрёстное кредитование. Это ставит под вопрос исполнение всех финансовых обязательств, беспокоятся представители регулятора.