Вчера правительство обсуждало программу госгарантий бесплатной медицинской помощи. Это, в общем-то, рутинное ежегодное мероприятие на сей раз привлекло особое внимание общественности в связи с намерением Минфина сокращать расходы казны на здравоохранение в рамках так называемого бюджетного маневра. Если тут образуется финансовая дыра, то латать ее должны будут региональные бюджеты, многие из которых уже испытывают острую нехватку средств.
Напомним, что в программе госгарантий определяется, при каких условиях медпомощь оказывается бесплатно, а также определены конкретные нормативы финансирования. В целом документ выглядит вполне прилично. Наиболее значимые перемены касаются дневных стационаров. Здесь в 2,1 раза должно вырасти финансирование в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). В 2014 году за одного пациента в таком стационаре лечебное учреждение должно получать в день не 590 рублей, а 1227, в 2015-м — 1309 рублей. Расширяется перечень видов специализированной помощи в дневных стационарах, включая проведение химиотерапии онкологическим больным.
Вырастут также средние подушевые нормативы финансирования: от 10 294 рублей в 2014-м до 22 642 рублей в 2016-м. А общая стоимость территориальных программ оказания медицинской помощи в будущем году должна составить 1,727 трлн рублей.
Таковы плановые ориентиры. Но главный вопрос в том, как не на бумаге, а реально будет складываться ситуация в здравоохранении. На недавнем круглом столе в РИА «Новости», где обсуждались последствия возможного «бюджетного маневра», специалисты били в набат. Велика опасность, отмечали участники, что из-за отсутствия средств регионы не смогут выполнять обязательства в области здравоохранения. Серьезные проблемы возникнут у региональных льготников, прежде всего у онкологических больных. Это может затронуть около миллиона россиян, которые окажутся перед выбором: или покупать дорогостоящие лекарства за свой счет, или соглашаться на лечение дешевыми дженериками, которые, по свидетельству ряда авторитетных онкологов, не являются эффективными препаратами. «Бюджетный маневр», проталкиваемый чиновниками Минфина, будет иметь крайне негативные последствия и для многих других пациентов.
Еще одна проблема, которая осталась за рамками программы госгарантий, — низкая доступность бесплатной медицинской помощи, особенно в глубинке. В прошлом месяце Счетная палата опубликовала результаты проверок: «Основой планирования объемов медицинской помощи в большинстве субъектов Российской Федерации является не фактическая потребность населения, а финансовая возможность региона. Фактически выполненные объемы медицинской помощи в субъектах не соответствуют нормативным объемам, установленным программой (госгарантий. — «Труд»): Территориальные программы не сбалансированы по видам и объемам медицинской помощи и не отвечают потребностям населения». Получается, утвердить программу — это только полдела, куда сложнее реализовать все в полном объеме.
В августе в ходе опроса Левада-Центра 77% россиян заявили, что «скорее не удовлетворены» или «определенно не удовлетворены» системой здравоохранения. Существенно больше негативных ответов, чем в 2008-2011 годах. Причем об ухудшении качества медицинских услуг сообщили 42% опрошенных.
Не случайно все больше граждан вынуждены прибегать к платной медицине. По данным Росстата, в январе — августе объем официальных платных медицинских услуг составил 225 млрд рублей, а за весь прошлый год — 311 млрд. Эти миллиарды из кармана тех, у кого есть полис ОМС.