Уникальный тренировочный и восстановительный потенциал Крыма на протяжении многих десятилетий служил на благо спорта. С конца 1950-х в живописной Алуште действовала одна из крупнейших спортивных баз – «Спартак», входившая в число основных центров подготовки сборной СССР. На базе проходили подготовку свыше 150 олимпийских чемпионов по волейболу, гандболу, боксу, велоспорту, борьбе и другим видам спорта. В новейшей истории Крыма учреждение получило второе дыхание и новое название – «Крымский». До 2020 года база будет реконструирована и войдет в число крупнейших федеральных олимпийских тренировочных центров.
Учитывая тот факт, что велоспорт в наибольшей мере из летних олимпийских видов зависит от погодных условий, российские мастера гонок на шоссе и треке (а с недавних времен — и по бездорожью) с нетерпением ожидают — каким образом будет развиваться их вид спорта в Крыму. В связи с этим корреспондент «Труда» побеседовал на эту тему с самыми титулованными российскими представителями этого вида спорта.
Четырехкратная чемпионка мира Светлана Гранковская является воспитанницей харьковской школы велоспорта и до 1998 года выступала за различные сборные Украины — от юношеской и до национальной, но чемпионкой мира становилась уже в 2001 — 2004 годах, после того, как приняла российское гражданство.
- Впрочем, я продолжала постоянно тренироваться в Крыму и после того, как я уехала из Харькова. - рассказала Гранковская «Труду». - Уже в составе сборной России я продолжала ездить в Крым на тренировочные сборы, вплоть до окончания моей спортивной карьеры в 2008 году.
И базу «Спартак» (ныне именуемую центр «Крымский» - «Труд») я хорошо знаю, потому что регулярно проживала там еще с конца 1980-х. Причем, в разные годы нас селили в разных корпусах, а также в частном секторе. При том, что моей специализацией были гонки на треке, я в процессе тренировок объехала все дороги Крыма. Если брать период с конца 1980-х и по 2010-й, то дороги в Крыму были намного лучшего качества, чем в среднем по Украине. А климат позволяет проводить под открытым небом тренировки круглый год. Что, кстати, и делали местные спортсмены — велоспорт в Крыму всегда был очень популярным и довольно массовым. С моей специализацией в трековых гонках зимой по шоссе ездить не было нужно, но объемные работы с марта по май мы обычно выполняли именно на крымских дорогах. В сентябре-октябре там же проводили восстановительные сборы. В эти периоды погода для нашего вида спорта идеальная — комфортный температурный режим, плюс, нечастые и не обильные осадки и отсутствие сильного порывистого ветра. И не столь интенсивное движение автомобилей на трассах, как это бывает летом. Трассу Ялта — Севастополь я считаю вообще одной из лучших из тех, где мне доводилось тренироваться. Рельеф Крыма настолько разнообразен, что тренеры нам могли планировать определенный объем работы и на спусках-подъемах, и на равнинных трассах. В частности, уже в летние месяцы мы селились в Симферополе, и в этом городе тренировались не только на дорогах, но и на местном треке. Не знаю — в каком состоянии он сейчас, но еще лет 10 назад был вполне в рабочем. Да, у него бетонное покрытие. Да, сейчас идет мировая тенденция перехода с 333-метровых треков на 250-метровые. Но в качестве учебно-тренировочного объекта он может еще пригодиться. Хотя мне хотелось бы, чтобы в Крыму еще построили бы и современный 250-метровый трек. Два трека — это совсем немного для региона со столь славными традициями велоспорта.
Светлана Гранковская с мужем, чемпионом России Сергеем Кучеровым и дочкой Аликой перед отъездом на Игры 2008 года (фото из семейного архива)
Уже по прибытию в Алушту на одном из объектов тренировочного центра «Крымский» корреспонденту «Труда» удалось пообщаться с трехкратным олимпийским чемпионом, президентом Федерации велосипедного спорта России (ФВСР) Вячеславом Екимовым:
- С большим удовольствием я сейчас проехал по многим дорогам Крыма. - рассказал Екимов «Труду». - Во-первых, это для меня ностальгия «по местам боевой славы». Во-вторых, Крым можно рассматривать как наиболее подходящий регион России для круглогодичных тренировок. Здесь прекрасный климат. А дороги имеют очень разнообразный профиль, так что можно эффективно готовиться к любым велогонкам. Правда, качество асфальта на некоторых направлениях оставляет желать лучшего. Но, глядя – как быстро происходят изменения к лучшему на всем полуострове, я убеждаюсь, что и для велогонщиков скоро будут созданы прекрасные условия. Тем более, что до сих пор в Крыму остались хорошие квалифицированные кадры, еще с советских времен. Например, чемпиона мира Виктора Климова, уроженца города Симферополя, который большую часть жизни именно там и проработал. Можно назвать много замечательных мастеров примерно такого же уровня или чуть пониже.
В первую очередь следует обратить внимание на базы для тренировок в кросс-кантри и BMX. В этих дисциплинах в Токио 2020 будут разыгрывать медали, но в России специализированных трасс очень мало, а те, что есть, не отвечают требованиям подготовки велосипедистов уровня национальной сборной.
Остро стоит необходимость постройки в Крыму велотрека. В России на данный момент имеется лишь два велотрека международного уровня – в Омске и Санкт-Петербурге. Наличие трека в Крыму позволило бы велосипедистам совмещать тренировки на треке и на шоссе, причем, делать это круглый год. Пока еще в стадии решения вопрос: либо мы все объекты нашего вида спорта (а их будет как минимум, три) возведем в одном месте, либо разнесем по разных уголкам Крыма. Например, особенность дисциплины BMX такова, что лучше ее объекты располагать в парках и других местах для массового развлечения с тем, чтобы постоянно привлекать на них как можно больше молодежи, чтобы всю ее энергию направлять в полезное русло – таким образом можно будет решить и задачи социального характера. В то время как велотрек – объект более закрытого типа, где требуется более жесткая система пропусков для посетителей.
- Каким образом поддерживаете физическую форму?
- Стараюсь каждый день двигаться. Вот сейчас по приезду в Алушту сразу пошел на море. И не поплескаться, а сделать заплыв. Кроссы регулярно бегаю. И на велосипеде тоже катаюсь. Нет, в соревнованиях не участвую, как Игорь Макаров (известный бизнесмен - «Труд»). Только в качестве тренировки катаюсь.