Прошло 40 дней со дня трагедии на борту аэробуса А-310, который, приземлившись в аэропорту Иркутска, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и на большой скорости врезался в наземные строения. В момент аварии 22-летняя бортпроводница Виктория Зильберштейн, несмотря на пожар, сильное задымление в салоне и полученное сотрясение мозга, нашла в себе силы открыть аварийный люк. Те, кто успел благодаря Виктории спрыгнуть на землю до взрыва, остались живы. Девушка сохранила жизни более чем 20 пассажиров.
На днях стюардесса была награждена знаком отличия "За заслуги перед Иркутской областью", а также получила 18 тысяч долларов премии от фонда "Подвиг", учрежденного президентом Российского еврейского конгресса Вячеславом Кантором. В качестве первого лауреата этой премии Виктория Зильберштейн заняла и высокий пост в руководстве фонда. Несмотря на начало такого сотрудничества, она до сих пор находится в стрессовом состоянии и общения с прессой избегает. Лишь нашей газете Виктория согласилась рассказать, как сложилась ее жизнь после катастрофы.
- Я вроде бы уже выздоровела, но врачи установили для меня еще два месяца реабилитации. Видимо, поеду на это время в Израиль, обследуюсь и заодно приду в чувство. Но от сотрясения мозга уже оправилась: пролежала в Институте Склифософского три недели.
- А спасенные вами пассажиры вас навещали?
- Многие приходили ко мне в больницу. Все они меня благодарили и до сих пор благодарят, а я не совсем понимаю, за что именно. Ведь стюардесс готовят к таким ситуациям, им дают специальные инструкции. Так что я просто выполнила свой долг и сделала все, чему меня учили. Когда созваниваемся со спасшимися пассажирами, вместе радуемся, что остались живы. А среди остальных посетителей особенно запомнились мои однофамильцы, с которыми до это го я не была знакома. Они узнали о том, что произошло, и пришли в мою палату с цветами и подарками.
- Власти города Реутова, где вы живете, обещали подарить вам отдельную квартиру в знак благодарности за ваш подвиг.
- Да, они обещали, но дальше разговоров дело пока не пошло.
- После реабилитации будете снова летать?
- Конечно, я обязательно вернусь в небо. Работать собираюсь в той же авиакомпании.
- Где-нибудь, кроме как на борту самолета, представляете свое будущее?
- Я сейчас учусь в Московском Екатерининском институте. Когда получу высшее образование, может, начну работать по профессии, - юристом.
ОНИ СПАСЛИСЬ ЧУДОМ
В 2002 году из всего экипажа самолета ИЛ-86, потерпевшего крушение при взлете с московского аэродрома, остались в живых только две стюардессы. Причем одна из них, Арина Виноградова, упав с высоты 200 метров, каким-то чудом отделалась лишь ушибами и ссадинами. Уже через полгода бортпроводница вернулась на любимую работу, которой посвятила к тому моменту уже 16 лет своей жизни.
В 1981 году произошла авария на борту лайнера, следовавшего из Южно-Сахалинска в Благовещенск-на-Амуре. Стюардесса Лариса Савицкая упала, пристегнутая к пассажирскому креслу, с высоты 5000 метров в зимнюю тайгу. Падение продолжалось восемь минут, но у Ларисы в результате - лишь обморожение. Интересно, что дочь спасшейся стюардессы, когда подросла, выбрала ту же профессию. Однако судьба была к ней менее благосклонна, чем к матери: девушка погибла на борту одного из лайнеров, взорванных террористами.
Чудо, зарегистрированное позже в Книге Рекордов Гиннеса как "самый длинный прыжок без парашюта", случилось в 1972 году со стюардессой югославской авиакомпании Весной Вулович. Бортпроводница оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе. Через некоторое время Весна Вулович продолжила работу в той же авиакомпании, однако уже в качестве менеджера.