Женщины на равных соревнуются с мужчинами в немногих видах спорта. В олимпийских это лишь выездка и стрельба. Среди экстремалов такое тоже редко случается. Три года назад стало мировой сенсацией, когда мотогонщица Ана Караско выиграла чемпионат мира среди мужчин.
На эту и другие темы «Труду» рассказала из самых успешных наших мотогонщиц — двукратная победительница Кубка России среди женщин, кстати, единственная из россиян обладательница рекорда скорости на легендарном соляном озере Бонневиль — Наталия Любимова.
— Каким образом девушки становятся мотогонщицами?
— В СССР были успешные мотогонщицы, но в 1990-х в России мотогонок проводилось мало, и мне неизвестно ни об одной женщине, которая в них участвовала на высоком уровне. Хотя таких, для которых мотоцикл был средством транспорта или развлечения — было много.
— Как вы пришли в мотогонки?
— Окольным и необычным путём. Спортом я увлекалась с детства. Каждый год из летнего пионерского лагеря привозила кучу грамот за соревнования, зимой любила лыжи, занималась баскетболом. Но в 8 классе сильно заболела ревматизмом — даже училась не в школе, а санатории. После 8 класса пошла в техникум Государственного делопроизводства. В 1990-х были популярны разные неформальные течения. Я увлеклась рок н роллом. Была поклонницей рок-группы «Мистер Твистер», а среди фанатов популярны кожаные куртки, а где кожаные куртки, там и мотоциклы. В то время мотоциклов было немного, и на месте сбора байкеров у ЦДХ мне не всегда доставалось свободное место, чтобы прокататься по Москве. Я решила не зависеть от обстоятельств, получила права категории А и начала копить на мотоцикл. Возможно, покупка затянулась бы надолго, но моя подруга помогла купить моего первого железного коня и в 1993 году я впервые села за руль мотоцикла — это был «Урал». Мне уже исполнился 21 год.
Поступила во ВГИК на продюсерский (экономический) факультет. Там познакомилась с фотографом, которая позвала меня работать в её фотостудии и предложила снимать то, что мне интересно. Я стала фотографировать мотогонки. Чтобы качественно снимать на скорости заезды, у меня не было соответствующего дорогого оборудования. Я зашла с другой стороны — стала фотографировать жизнь в паддоке, подготовку мотоциклов к гонкам. Параллельно помогала в организации чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам. Именно руководитель команды организаторов предложил мне попробовать свои силы в качестве гонщицы. То есть, у меня получился путь наоборот — сначала как организатор, потом как гонщица. Через 6 лет «Урал» сменила на японский байк. Мама долгие годы даже не знала о моих увлечениях. Позже мы с подругой, при поддержке ее мужа, организовали первую в России женскую команду по шоссейно-кольцевым гонкам Yakhnich Motorsport и до 2012 года успешно выступали на чемпионате России, Италии и Европы.
— Чаще соревновались с мужчинами или женщинами?
— С мужчинами. Мотогонщиц в России не так уж много, чтобы для них проводить отдельные заезды. Мы обычно в количестве от трех до пяти стартовали вместе с парнями. Участвовали в двух зачетах — мужском и женском. Порой удавалось создавать серьезную конкуренцию парням.
— Какие выступления среди мужчин вы считаете для себя наиболее успешными?
— Были подиумы в Италии, проводят мотогонки на любом уровне, как профессиональном, так и любительском. Но там даже любительский чемпионат может собирать на стартовой решетке до 40 пилотов. Победить в «абсолюте» было непросто, мне удавалось стоять на подиуме в возрастной категории за 30 лет. На Кубке России занимала третье место.
— Где и как вы установили мировой рекорд скорости?
— В 2018 году в США на солёном озере Бонневилль, на модифицированном «Урал» Puncher CR в классе 700 кубических сантиметров. Участвовала по приглашению моего давнего друга Сергея Мальцева. По правилам фестиваля скорости гонщику даётся 1 миля на разгон, а на второй миле засекается время. Для фиксации рекорда на следующий день нужно повторить заезд, после которого берется среднее арифметическое время двух дней. В первый день я не нервничала. Просто решила проверить свои силы на том мотоцикле — я вообще впервые села на него. И побила рекорд своего коллеги по команде Петра Лапшенкова, который он установил днем раньше. На следующий день было чуть волнительней, ведь нужно было проехать или также или лучше чуть быстрей. У меня все получилось. Достигла скорости 124,276 миль в час, что соответствует почти 200 км/час.
— За счёт чего юная испанка Ана Карраско выиграла чемпионат мира среди мужчин? Неужели физическая сила в мотогонках не нужна?
— Нужна, и не только сила. Ана занялась мотоспортом лет с пяти. В наше время большие успехи достигаются лишь при правильной постоянной работе, начиная с раннего детства. До своего титула у Аны за плечами были выступления в престижном классе 125 «кубиков» чемпионата мира MotoGP. В 21 год выиграла чемпионат мира в классе 300 «кубиков», при заводской технической поддержке, что немаловажно. Сейчас ей лишь 25. Другая молодая испанка Мария Эррера (ей тоже 25 лет) успешно участвует в аналоге Формулы Е на мотоциклах с электрическими двигателями. Она ещё не побеждала на этапах, но составляет конкуренцию мужчинам, причем, особенно успешно соревнуется при дождливой погоде. А ведь ещё надо учесть, что мотоциклы с электроприводом заметно тяжелее бензиновых. В России тоже есть пример — Алёна Петришина с малых лет занимается у своего папы. Она чемпионка Европы в своем классе — ей 11 лет, а занимается уже лет семь. В некоторых странах на мини-мото садятся такие карапузы и серьезно гоняют, развивая навыки! А те девчонки, которые ездят давно и успешно, не только мастерски водят мотоциклы, но и физически сильные и выносливые, даже если небольшого роста. Обычно заезд длиться минут 40, и нагрузки на организм очень большие. Мы в своё время тренировались сами в тренажерном зале, а нынешние гонщики работают с высококлассными тренерами по общефизической подготовке, по специально разработанным программам. В Испании и некоторых других странах детский мотоспорт более развит, чем в России. Конкуренция в элите мировых мотогонок усиливается с каждым годом. В том числе и для женщин.
— Чувство страха у мужчин и женщин отличаются в экстремальных условиях? И как его преодолевать?
— В целом мотоспортом женщин занимается на порядок меньше, чем мужчин. Но чтобы девушке состояться в профессиональном мотоспорте, должно сложиться много факторов — подготовка с детства, смелость, тяга к скорости, ну и финансовые возможности. Все очень индивидуально. В России много мам-мотогонщиц, и я не устаю удивляться их бесстрашию. Да, природой запрограммировано: женщина должна родить и вырастить ребенка, и потому в её характере должно быть больше останавливающих импульсов. Но отвага профессиональных мотогонщиц обусловлена не сиюминутным порывом, а долгими годами тренировок. Главное в нашем деле — беспредельная любовь к мотогонкам и стремление получить удовольствие. Страх присутствует и на тренировках, и перед гонками, на любых трассах. Но он проходит, как только гасят сигнал светофора. Здесь включается адреналин и желание достичь лучшего результата, применив все знания, полученные ранее на тренировках. А вообще мой совет начинающим мотогонщикам: надо уметь радоваться своим результатам с самого начала занятий, а не ждать — пока ты что-то выиграешь.
Я знаю замечательную юную гонщицу Сильвию Павлову, которой при неудачном падении оторвало фалангу пальца. К счастью, операция прошла успешно. И, знаете, эту девочку больше волновало — сможет ли она поехать на тренировку, а не лишится ли пальца. Это ли не чемпионский характер с детства?
— Вы своими руками ремонтируете мотоцикл?
— Когда в 1990-х у меня был «Урал», я сама с удовольствием крутила гайки, и мне это нравилось. Профессиональные мотогонщики должны понимать суть процесса всех механизмов. А чинить, настраивать технику, анализировать должны специально обученные люди — механики и инженеры. Гонщик должен гонять и привозить в бокс информацию для лучшей настройки своего мотоцикла, в зависимости от трека и погодных условий. Посмотрите видео — как мотогонщики объясняют своей технической бригаде что происходит с мотоциклом во время заездов, применяя язык жестов и звуковое сопровождение работы двигателя, например. А женщины объясняют ещё эмоциональнее и смешнее. Умение грамотно разговаривать со своей командой — важное качество гонщика высокого класса и залог победы.
— Как травмы влияют на психологический настрой мотогонщиц?
— Они оставляют след в психологии любого спортсмена — независимо, парень это или девушка. Но это часть процесса, и мотогонщики успешно справляются с преодолением любых травм как физических, так и психологических. Тяжелую травму я получила лишь один раз за мою карьеру — тренируясь на подмосковной трассе на большой скорости не вписалась в поворот и долго кувыркалась по земле, прежде чем остановилась. Сломала ногу. Мне повезло: после этой травмы у меня не возникло психологических тормозов. У мотогонщиков тоже разный характер и разные особенности. Есть спортсмены, которые свое лучшее время показывают уже на первом круге, мне для лучшего результата нужно время. Я пилот, который боится допустить ненужную ошибку, поэтому к своему результату иду небыстро. Но для меня моя тактика была успешной!
— Как и где вы отпраздновали 8 марта?
— В напряженной работе в подготовке и проведении фестиваля скорости «Байкальская миля» — с 9 по 13 марта. На льду знаменитого озера соревновались гонщики на мотоциклах и автомобилях различных классов.