Главная Культура 00:06 18 Января 2019 14585
Головой об рояль

Так ли уж не права чиновница, сказавшая об утрате смыслов детского музыкального образования

Сергей Бирюков

Вы слыхали о том, что детские музыкальные школы, эта основа основ отечественной музыкальной культуры, предмет гордости нескольких поколений педагогов, — «утратили прежние смыслы»? По крайней мере, так считает руководительница Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы Екатерина Калачикова, чье видеоинтервью в интернете взорвало музыкантскую общественность. В самом деле, как вам идея о том, что Бах с Шостаковичем в сегодняшнем мире — пусть уважаемый, но музей, а ответы на вопросы времени молодежь должна искать прежде всего к в новых форматах вроде рэпа? Само собой, грянула волна возмущения: бескультурье, вандализм!.. Во многом с критиками горе-чиновницы согласен. Но так ли уж во всем она неправа?

Трехступенную систему «музыкальная школа — музучилище — консерватория» разработали еще в старой России параллельными усилиями братья Рубинштейны и знаменитое педагогическое семейство Гнесиных. Свою эффективность она подтвердила полутора столетиями истории, авторитетом, который заслужила наша исполнительская школа в мире, и уважением, с каким к классическому музыкальному образованию относились в стране еще совсем недавно. Вспомните, кто постарше — едва ли не в каждом втором доме стояло пианино, на котором учился играть ребенок. Или это чадо занималось на скрипке, гитаре, баяне...

Учатся и сейчас. Только как? Недавно мне довелось поговорить с педагогом одной крупной (без малого тысяча учеников) московской музыкальной школы. Это человек с почти полувековым педагогическим стажем. Ему есть с чем сравнить. И его настроение назвать оптимистическим никак нельзя.

Нет, государство не отвернулось от музыкального образования. Деньги из бюджета по-прежнему поступают, причем огромные. Школа, о которой речь, построена несколько лет назад, на открытие пожаловал сам мэр Сергей Собянин. Здание роскошное, в классах установлены видеопанели: смотришь запись оперы — будто в театр попал. Есть три органа, а роялей одной только фирмы «Стейнвей» (самой дорогой в мире) закуплено более 100 — такого их количества, говорят, не имеет даже Московская консерватория. В школе-то и учеников-пианистов столько нет, чтобы все это богатство должным образом задействовать. На «Стейнвее» играются даже диктанты по сольфеджио, хотя для этого вполне подошел бы простой синтезатор за 25 тысяч рублей, что раз в сто дешевле.

Ну ладно, может, это все приобретено в расчете на будущий рост. Но кто его обеспечит? Лицо школы — это в первую очередь педагоги. Вот тут дела обстоят, м-м... по-разному. Мой собеседник — человек с дипломом Московской консерватории. Рядом — выпускники провинциальных институтов искусств, а то и культпросветучилищ. Как они попали в этот райский музыкальный уголок?

Очень просто — их отобрали директор с завучем. Но почему они их отобрали, когда в столице исправно выпускают специалистов консерватория, Гнесинская академия, еще несколько музыкальных вузов?

Тут надо понять, какой педагог нужен современному директору школы. Тот, кто будет растить будущих лауреатов международных конкурсов? Тот, кто профессионально состоятелен, пользуется авторитетом и потому имеет высокую степень независимости поведения? Или тот, кто звезд с неба не хватает, но обладает другими «достоинствами», прежде всего сговорчивостью? Увы, во многих случаях, и в нашем, судя по всему, тоже, ценнее для начальства именно второй вариант. Такой человек не будет поднимать голос против того, что, скажем, директор назначает своим замом собственную дочку. Что родственностью пронизаны и другие структуры школы. Что дирекция практикует незаконные «целевые сборы» (читай: поборы) денег с родителей. Что «своим» людям дается не одна, а две или даже три базовые нагрузки, хотя последнее строго запрещено, поскольку невозможно качественно преподавать 45 академических часов в неделю. Что индивидуальные надбавки к основной ставке (она — около 20 тысяч рублей в месяц) назначаются директором по его хотению и в одних случаях приближаются к нулю, а в других достигают тысячи и даже полутора тысяч процентов. Что своим же педагогам даются помещения под дополнительные ЧАСТНЫЕ урока за НАЛИЧНУЮ плату, хотя это тоже строжайше запрещено.

Зачем директору обрушивать такое море благ на одних педагогов и держать на голодном пайке других, тоже нетрудно догадаться. Не за красивые глаза, конечно...

Мне могут возразить, что теперь профессионализм учителей проверяют на городском уровне по новым правилам аттестации. Но что это за проверки, в педагогической среде хорошо известно. Педагогу, допустим, по классу домры задают вопрос — знает ли он, за какой спектакль получил свою первую «Золотую маску» дирижер Теодор Курентзис. Боюсь, что и я, профессиональный музыкальный журналист, об этих самых «Масках» из года в год пишущий, слету не отвечу...

Теперь об учениках. Надо ли говорить, что у плохого педагога лауреатом не станешь. Более того, для «нашей» школы талантливый ребенок — не приобретение, а убыток: он блестяще сдаст приемные экзамены и пойдет на бюджетное отделение, где плата за обучение — ноль. Соответственно прием на бюджет каждый год сокращается — например, на фортепианное отделение берут всего 5-6 человек (напомню о сотне «Стейнвеев»). Упор — на коммерческое образование: там и деньги поступают живые, да еще и этим бестолковым детям (точнее, их родителям) можно внушить, что без дополнительных платных занятий (см.выше) хорошей оценки не получить...

Ну и результат: есть такой неофициальный критерий эффективности школ — процент выпускников, поступивших в музыкальные училища. Благополучной считается цифра в 70-80 процентов. В «нашей» школе этот показатель не дотягивает и до единицы...

Но не только же профессионалов должны растить в ДМШ, их главная задача — воспитывать людей, любящих музыку и украшающих этой любовью свою жизнь. Тут к месту придется одна маленькая история: мальчик на уроке все того же сольфеджио расшалился. Нехорошо, конечно — и учительница привела его в чувство... крепко приложив головой об рояль. «Стейнвей» выдержал, а вот что стало с парнем? Как у него после этого с любовью к музыке?

Мне опять возразят: вы поговорили с обиженным человеком из одной отдельно взятой школы. А в остальных ста сорока, прекрасная маркиза...

А в остальных — по крайней мере в очень многих, за вычетом самых известных (имени Шопена, имени Дунаевского, имени Танеева — думаю, двумя-тремя десятками названий дело ограничится) — скорее всего, ситуация примерно такая же, как в «нашей» школе. Ведь кто принимал на работу ее директрису — кстати, тоже с дипломом иногороднего, даже иностранного (с «братской» Украины) института искусств, причем полученным заочно? Не Департамент ли культуры, которому, похоже, такие директора тоже более удобны?

Да и даму, предпочитающую рэп Баху, приняла в свои объятия отнюдь не прачечная, а все он же, Департамент.

Так с чего надо начать изменения? Правильно, с Департамента. Сделать его работу максимально прозрачной. Подконтрольной совету специалистов — тех же Спивакова, Казарновской, Репина, которых сейчас ввели в упомянутые аттестационные комиссии, но они там свадебные генералы, а нужен постоянный пригляд за персонами вроде Калачиковой, если уж таковых берут на работу. И то же самое необходимо на всех этажах структуры, вплоть до директоров школ, до заведующих отделениями. Уж в Москве-то достаточно ярких, авторитетных музыкантов, которые в содружестве с родителями могли бы составить общественные советы ДМШ — и действительно вернуть им их подлинный смысл. Который — не в перекачивании государственных и родительских денег в директорский карман, а в поддержании культуры общества.

Но для этого нужна воля. Прежде всего самого Департамента. Его главы Александра Кибовского. Захочет ли интеллигентнейший Александр Владимирович ворошить муравейник, который ведь в случае чего и укусить больно может?

Слово эксперту

Екатерина Мечетина, пианистка, солистка Московской филармонии, преподаватель Московской консерватории и ЦМШ, председатель Федерального учебно-методического объединения по специальности «Музыкальное искусство»

— Прежде всего я — за сохранение и развитие системы детских музыкальных школ, и именно на той основе, которая сложилась в нашей стране за многие десятилетия и признана во всем мире. И совершенно согласна с тем, что школам надо не менять, а возвращать их смысл. А если вскрываются факты его искажения, то важно понять, кто стоит во главе этого. И возвращать смысл деятельности следует в первую очередь им. В том числе г-же Калачиковой.

Как могло случиться, что во главе важнейшей отрасли столичной культуры — художественного образования — встал человек, не имеющий педагогического опыта и не интересующийся учительским делом? Ведь сама Калачикова призналась, что после окончания фортепианного факультета Гнесинской академии была готова работать хоть в «Макдоналдсе», только не в музыкальной школе. А о том, каковы ее собственные приоритеты (или смыслы, как она любит говорить), можно судить хотя бы по продвигаемым ею коммерческим проектам вроде курсов повышения квалификации педагогов. Учителям предлагалось поехать в Калифорнию (почему не в Германию, не во Францию, не в Италию с их действительно многовековыми традициями музыкального преподавания?) и слушать там лекции человека с никому ничего не говорящим именем. И все это — за свои кровные 200 тысяч рублей плюс стоимость авиабилетов и визы. Предложение вызвало возмущение тех, кто, возможно, и за целый год не зарабатывает этой суммы.

А ту самую аттестацию иначе как издевательской не могу назвать. Мало того, что педагогам задавали не свойственные их специализации вопросы. Так еще людей (зачастую с многолетним опытом преподавания) вынуждали писать мотивационные письма по форме, которая принята в западных фирмах при приеме на работу. Я бы, предложи мне писать такое, возмутилась: с чего это я должна кого-то о чем-то просить? Объяснение тут одно: бюрократии нужно «доказать» свою продвинутость и значительность, заодно унизив тех, кто делает реальное дело.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?