Подводя недавно итоги боевой учебы в нынешнем году, глава военного ведомства Сергей Иванов был весьма сдержан в оценках. По его словам, количество боеспособных подразделений выросло всего на два процента. Причины тому разные. И далеко не последняя состоит в том, что войска по-прежнему, как говорится, воюют старым железом. О переоснащении армии в нынешнем году говорилось едва ли не на каждом крупном совещании в Минобороны. Военное ведомство упорно давило на Минфин, стараясь выбить на новую технику лишнюю копейку. Удалось даже почти невероятное: истребовать 5 миллиардов в счет долга по гособоронзаказу за 2002 и 2003 годы. Да и параметры бюджета-2005 дают повод для сдержанного оптимизма. Расходы по статье "национальная оборона" в следующем году составят почти 188 миллиардов. Это на 50 миллиардов больше, чем в нынешнем.
Львиную долю этих денег планируется израсходовать на закупку новых и модернизированных вооружений и техники. Цена вопроса - 112 миллиардов рублей. Столько денег на эти цели за последние 15 лет еще не выделялось. Но предварительные расчеты показывают, что и эта сумма позволит лишь сдвинуть с мертвой точки программу переоснащения войск новейшим оружием. На ноябрьских сборах руководящего состава Минобороны чуть ли не с гордостью говорили о том, что в будущем году армия получит четыре ракеты стратегического назначения. Речь, видимо, шла о шахтном комплексе "Тополь-М". Вспомним, однако, что поставленный в прошлом году на боевое дежурство полк "тополей" имеет в своем составе шесть комплексов. Хотя и это усеченный вариант.
Сухопутные войска получат лишь 17 новейших танков Т-90. Нетрудно подсчитать: при таких темпах, чтобы переоснастить ими только одну Кантемировскую дивизию, потребуется... 20 лет.
Проблема осложняется еще и тем, что весь остальной танковый парк катастрофически стареет. В срочном капитальном ремонте нуждаются около 5 тысяч танков Т-72 и Т-80. Между тем в войсках остро чувствуется нехватка запчастей. Такая же ситуация с боевыми машинами пехоты. "Курганмашзавод", который их выпускает, в следующем году получит от военного ведомства около 600 миллионов рублей, это вдвое больше, чем в нынешнем. Но почти все они пойдут на ремонт и модернизацию БМП-2. Новейших машин БМП-3, которые превосходят все самые лучшие западные образцы, будет куплено всего несколько штук. На "Уралвагонзаводе" создана не имеющая аналогов в мире боевая машина поддержки танков, которая так напичкана разного рода оружием, что одна стоит мотострелковой роты. Но когда эта уникальная бронетехника пойдет в серию, можно только гадать.
Всего два высокоточных комплекса "Искандер-М" получат Сухопутные войска, а ведь рассчитывали на них еще в 2002 году. Хотя бы один зенитно-ракетный комплекс "Триумф" мечтают получить в Командовании специального назначения, которое прикрывает с воздуха Москву и весь Центральный район. Понятно, что с такими темпами перевооружение армии растянется на долгие годы.
Что же делать? Пытаться реанимировать в массовом количестве старые железные коробки? Или бросить основные средства на оснащение самых боеспособных полков перспективной техникой, которая послужит еще не одно десятилетие? Это даже не финансовый вопрос. Это, скорее, вопрос оборонной стратегии государства.
Вторая по величине статья расходов в оборонном бюджете-2005 связана с научными и опытно-конструкторскими разработками. На эти цели выделяется около 63 миллиардов рублей. В последние годы Минобороны сокращает количество проектов, которые находятся в работе. Еще в начале нынешнего года, например, были планы поставить в строй в 2005 году около 450 новых образцов вооружений и военной техники. К осени в аппарате начальника вооружения ВС РФ цифру существенно скорректировали. По последним расчетам, только по 300 темам будут либо завершены госиспытания, либо образцы примут на вооружение. Мы не настолько богатое государство, чтобы позволить себе длинные модельные ряды боевых машин, сказал недавно глава военного ведомства Сергей Иванов. Тем не менее до сих пор десятки, а то и сотни миллионов рублей тратятся на параллельные научно-прикладные исследования.
Яркий тому пример - затяжная конкурентная борьба между двумя гигантами отечественного вертолетостроения: КБ Камова и КБ Миля. Обе фирмы готовы выпускать и для нашей армии, и на экспорт самые современные вертолеты Ми-28Н и Ка-50 "Черная акула" и его двухместный вариант Ка-52 "Аллигатор". Первые машины этой серии были готовы примерно в одно время, во второй половине 80-х годов. Сначала предпочтение было отдано "Черной акуле". Официально она находится на вооружении с 1995 года. Но реально почти за 10 лет ВВС получили всего-то ничего. Три вертолета находятся в Центре боевого применения в Торжке да на заводе в Арсеньеве ждут своего часа несколько недостроенных корпусов. А ведь, по оценкам экспертов, на эту программу в общей сложности государство уже затратило около миллиарда долларов.
Сейчас маятник качнулся в другую сторону. В конце прошлого года руководство ВВС заявило, что основным ударным вертолетом станет Ми-28Н. В нынешнем году на разработку этого проекта потрачено несколько сотен миллионов рублей, в следующем году планируется уже выпустить опытную партию. Правда, на аэродромы Ми-28 начнет поступать не раньше 2008 года.
Ясно, что две программы одновременно военному бюджету не под силу. Ответ на вопрос, какая из них предпочтительнее, опять же зависит от того, с каким противником в ближайшие годы мы собираемся воевать. Это ведь две разные машины. Для огневой поддержки войск на поле боя лучше подходит Ми-28. "Черная акула" идеальна для боя в горах, городах, в условиях ограниченного маневра.
Даже в рамках одного ведомства в течение многих лет не могли определиться с приоритетами в техническом перевооружении. А ведь, кроме Минобороны, госзаказчиками по этой линии являются еще МВД, ФСО, МЧС и другие министерства и ведомства общим числом более 20. Между ними еще больше параллелизма. Но решение, похоже, найдено. Сейчас под эгидой Минобороны создается единый орган заказов вооружения и военной техники. По расчетам Генштаба, это позволит сэкономить миллионы рублей.