Известный мастер детективного жанра Данил Корецкий в августе отметил 70-летие новым романом «Усмешка Люцифера». А всего им написан уже 51 роман, общий тираж его изданий давно превысил 30 млн. Многие из его произведений стали основой художественных фильмов и сериалов.
Корецкий из тех писателей, что черпает сюжеты и характеры из жизни. Благо его профессия к тому располагает. Полковник милиции, доктор юридических наук, множество уголовных дел за плечами...
— Я начал сочинять в 12 лет, когда, как понимаете, не был ни полковником, ни профессором. Впервые напечатался 18-летним студентом в журнале «Техника молодежи». Юриспруденция и литература существовали параллельно. Ситуация, когда сыщик выходит в отставку и начинает что-то писать, — это не мой случай. На пенсии 51 книгу не напишешь.
— Но есть ли особенно памятные эпизоды в вашей следовательской работе?
— Очень много. Например, в молодости пришлось разбирать дело, в котором муж убил жену и сбежал. Кончилось тем, что он пришел в милицию и сдался, перед этим выпив для храбрости бутылку водки. Но стресс был таков, что его «не взяло» и ему надо было как следует высказаться. Он часа три мне рассказывал, как они со спутницей жизни познакомились, как жили — со всеми психологическими нюансами... Имена главных участников этой истории (как и во всех прочих моих следственных делах) я запомнил. И представьте, много лет спустя, как-то вечером сел я в такси и на табличке с именем водителя прочел знакомую фамилию. Спрашиваю у шофера: «Вы случайно живете не на улице Тельмана, где много лет назад было убийство?» Он говорит: «Да, вернее я там жил. А вы тот самый следователь, который к нам приезжал?» Это оказался младший брат убитой! Мы с ним узнали друг друга через много лет.
— Какова реакция следователей и полицейских на ваши книги? Ведь в них зачастую говорится о трусости, продажности, равнодушии правоохранителей...
— Ну специально бичеванием коллег я не занимаюсь. Описываю сотрудников такими, какие они есть, и все это понимают. Во всяком случае те, кого я знаю из силовых структур, относятся к моим книгам с уважением и не упрекают в незнании особенностей работы.
— Какая из экранизаций ваших книг кажется вам самой удачной?
— Думаю, «Оперативный псевдоним» — работа режиссера Игоря Талпы, увы, безвременно ушедшего. Фильм стоял вторым в рейтинге после нашумевшей «Бригады», хотя их бюджеты несопоставимы. А в экранизации по книге «Рок-н-ролл под Кремлем» я сам сыграл небольшую роль — начальника московского управления ФСБ. Когда в 2000-м Егор Кончаловский работал над «Антикиллером», он предлагал мне сыграть эпизодическую роль начальника колонии. Но я как-то постеснялся сниматься в одном фильме с такими мастерами, как Михаил Ульянов, Виктор Сухоруков, Евгений Сидихин, Гоша Куценко. А тут решил рискнуть. Интересно же! Тем более я знаю, как держатся люди с большими звездами на погонах...
— И как вам актерская работа?
— Очень тяжелый труд. Четырехсерийный фильм снимали 43 дня. Актерам в гриме приходилось ожидать своей сцены часами. В студии духота, с лиц течет пот. Хорошо еще, что меня пропустили без очереди. Хотя, конечно, это не тяжелее, чем милицейская или спецназовская работа.
— Что скажете о сегодняшних многочисленных детективных сериалах?
— Честно говоря, нравятся мне они нечасто. В свое время с удовольствием смотрел «Ментовские войны», «Глухарь». Конечно, «Бригаду» — очень мощный и, как мне кажется, недооцененный сериал, показавший все наше общество в 90-е.
— А почему вы не сменили свой Ростов-на-Дону на столицу?
— Как я могу уехать? Тут могилы предков. Тут все ближайшие родные и друзья. Хотя большинство читателей, в том числе в Ростове, убеждены, что я давно живу в Москве или даже за границей. Но мне вспоминается пример Дэна Брауна, который при своей всемирной славе хранит верность небольшому городку и не пытается переехать в Нью-Йорк или Чикаго. Или Джоан Роулинг, обитающая с семьей в пригороде Эдинбурга. Жить надо там, где чувствуешь себя хорошо и уютно, а мне комфортно в Ростове. В нем совсем другая атмосфера, чем в той же Москве, где люди могут жить в одном подъезде десятилетиями и не знать друг друга. Когда я в Ростове иду по улице, все с тобой здороваются, просят автограф. Иногда даже на сигаретной пачке. Ну на сигаретах я не даю — «курение убивает». А на всем остальном — пожалуйста.