В качестве первого шага эксперты «Деловой России» предлагают повысить на 2% налог на «сверхзарплаты», превышающие 100 тысяч рублей в месяц. Более точную сумму глава «ДР» и омбудсмен Борис Титов обещает назвать после консультаций с Федеральной налоговой службой.
В Минэкономразвития инициативу Бориса Титова не поддержали. Чиновники считают, что денег в бюджет она не добавит, но серьезно ударит по специалистам Москвы и Санкт-Петербурга, которые получают
Кстати, при социологических опросах подавляющее большинство россиян называют зарплату именно в 100 тысяч рублей идеальной. Хотя в Барнауле, например, ее получает лишь каждый
Минфин тоже давно и категорически возражает против отмены единого для всех подоходного налога — нынешних 13%. Потому что введенная в 2001 году плоская шкала успокоила бизнес, постепенно вывела из тени множество серых зарплат. И серьезно удешевила процесс «администрирования», то есть начисления и сбора НДФЛ.
А ученые-демографы предупреждают: эта мера наверняка еще увеличит трудовую миграцию молодых, высокообразованных и квалифицированных россиян. Они и так уже покидают страну десятками тысяч в год.
Офшорная дыра
Зачем же снова наступать на старые грабли? Для пополнения государственной казны существуют более простые способы. Достаточно прекратить практику перевода доходов российских компаний в офшорные зоны. На одном лишь Кипре, по оценкам специалистов, ныне укрывается от налогообложения от 60 до 80 млрд долларов российских капиталов. Практически все крупные российские предприятия, включая государственные, давно обросли многочисленными дочками-внучками и просто аффилированными «деловыми партнерами», через которые идут поставки и платежи, где оседает львиная доля доходов, — и все ради «минимизации налогов».
Сюда же добавим игру в прятки с государством, которую ведут российские авиакомпании: они держат под иностранной юрисдикцией 95% самолетов деловой авиации. Под самыми различными «удобными» флагами ходят по мировому океану российские торговые суда — и налоги с них тоже уходят в кошельки Гондураса, Либерии и даже Монголии, ставших с нашей помощью крупнейшими «морскими державами».
Только за последние пять лет число судов, работающих под российским триколором, сократилось на
Авиавладельцев и судовладельцев можно понять: регистрация своего имущества под чужими флагами не только выгодна (налоги там ниже), но и избавляет от традиционной российской бюрократии, а также от чиновничьих поборов. Но, быть может, нам проще вылечить эту хворь, чем обзаводиться новыми болячками?
Вот еще пример. По информации Минэкономики, только в прошлом, 2011 году объем заказов, размещенных государственными ведомствами без конкурентной борьбы (что является первым признаком коррупционности), превысил 3,4 трлн рублей. Сколько миллиардов из этой огромной суммы разошлось по чиновничьим карманам, можно лишь догадываться. Причем всего годом раньше, по данным Минэкономразвития, объем неконкурентных госзакупок не превышал 336 млрд рублей. Рост за год сразу в 10 раз!
То есть при желании деньги в казну для финансирования общегосударственных нужд и помощи малоимущим можно найти, не залезая в кошельки рождающегося в муках среднего класса.
А что скажет народ?
Правда, есть еще растущие народные требования социальной справедливости. Ибо разрыв в доходах богатых и бедных россиян в последние годы растет сумасшедшими темпами. В прошлом году децильный коэффициент — соотношение доходов 10% самых богатых россиян и 10% самых бедных — составил 17. Хотя в Германии, Франции, Австрии, Великобритании оно не превышает
Но столь большой разрыв свидетельствует не о том, что в России разжирел средний класс, а прежде всего о запредельных, порой заоблачных доходах отечественного топ-менеджмента, уже давно опередившего по зарплатам и бонусам своих коллег по всему миру. В российской промышленности при среднемесячной зарплате по стране в
Покончить с этой социальной несправедливостью не так уж сложно, и в мировой практике есть тому примеры. Например, можно законодательно определить приемлемый коэффициент превышения среднего заработка топ-менеджмента по отношению к среднему заработку персонала (допустим, в
Кстати, в Чехии, которая, как и Россия, живет с плоским подоходным налогом, на днях приняли особый закон о введении «налога солидарности». Теперь с месячного заработка свыше 5 тысяч долларов чехи будут взимать дополнительный
Бизнес сомневается
Впрочем, в России пока еще спорят, надо ли переходить на прогрессивный НДФЛ. Нет по этому поводу единства даже среди бизнесменов. «Не думаю, что наша организация с этим согласится», — говорит вице-президент и председатель экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов. По его словам, НДФЛ — это не просто фискальный налог, придуманный для пополнения казны: его ставка существенно влияет на желание вести бизнес и успешно работать, особенно у бизнесменов средней руки и квалифицированных специалистов.
Ну а насчет того, как прикрыть офшоры и заставить делиться крупный бизнес, пока никаких конкретных предложений не прозвучало. Хотя вопрос, что называется, назрел.