ЧТО УВИДЕЛ ТЯГАЧЕВ В ПЕКИНЕ?
Сделан прорыв в спортивных отношениях Китая с Россией. По приглашению хозяев будущей летней Олимпиады делегация ОКР была допущена к секретам пекинской "олимпийской кухни". Впервые китайцы решили сбросить завесу секретности и показать русским даже не коллегам, а друзьям, как они готовятся к первой в своей истории олимпийской командной победе. Президент ОКР Леонид Тягачев и его коллеги были удивлены, попав в Пекинский национальный тренировочный центр на улице Спортивная. Здесь тренируются те, кто по твердо разработанному и утвержденному плану должны, точнее обязаны добыть для родного Китая 110 олимпийских наград, из них 40, ну 39 золотых - намного больше, чем на Олимпиаде-2004 в Афинах.
И наверняка планы выполнимы. Китайцы собрали в этом центре только девять сборных - бадминтонистов, мастеров настольного тенниса, гимнастов, прыгунов в воду, тяжелоатлетов.., которые и принесли им в Греции две трети медалей. Как вы думаете, сколько человек в каждой сборной? Вот и первый вице-президент ОКР, олимпийский чемпион Владимир Васин буквально поражен - 100 (сто)! И все подписали соглашение, что будут оставшиеся три с половиной года на начала Игр-2008 безвылазно жить в центре и тренироваться по 6-8 часов в сутки 6 дней в неделю. Президент ОКР признался, что за всю свою жизнь не видел, чтобы спортсмены за несколько лет до Олимпиады тренировались вот с такой бешеной самоотдачей. Мотивация огромная: попасть в олимпийскую сборную.
За спортсменами смотрят, как за малыми и очень любимыми детьми. Прямо в центре - медицинский институт. Он следит не только за здоровьем будущих участников Игр, но и за тем, чтобы процесс восстановления после тренировок шел нормально. 10 искусных поваров готовят аппетитные блюда прямо на глазах уставших от занятий спортсменов, ибо доказано, что это пробуждает аппетит. Питание четырехразовое, и каждый раз на шведском столе появляются 16 различных блюд. Правда, гимнастки и прыгуны в воду питаются в отдельных залах. Им прибавлять в весе не положено, и повара колдуют над специальными блюдами - дающими энергию, но не прибавку в весе. И никаких мелочей, все предусмотрено: за несколько дней до отъезда на соревнования в Европу спортсменов переводят на сугубо европейскую пищу, чтобы они, не дай бог, не отравились непривычными после сугубо азиатской пищи блюдами где-нибудь в зарубежье. Ну а отдыхают кандидаты в олимпийцы в специальных разгрузочных залах, где с них снимают и стресс, и излишнее напряжение. Впрочем, тот, кто хочет (и может) в этом супернапряженном ритме продолжить или начать учебу, делает это в техникуме, а в основном в спортивном институте, расположенном поблизости. Условия для подготовки к Играм - идеальные. Так что надежды на 110 медалей - не волюнтаризм и не миф, а реальность, пусть и суровая.
Суровая, потому что за малейшее нарушение режима - отчисление и снятие со стипендии. А она в Китае по сравнению со сравнительно невысокой средней зарплатой очень высока. Олимпийские чемпионы получают где-то в районе 1000 долларов - немыслимые деньги для остальных китайцев. Один выходной олимпийцы тоже проводят в центре. Исключения делаются только для семейных: их отпускают на однодневную побывку. Но цель оправдывает все. Принести "золото" стране - это всенародное признание. Хотя, впрочем, существуют здесь не только моральные стимулы. Чемпионам полагаются квартиры, машины, земля в собственность, а общая сумма премиальных из государственных и частных фондов составит, как уверяет Тягачев, около 300 тысяч долларов.
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС: А НАМ-ТО ЧТО ДЕЛАТЬ?
У нас, признаются Тягачев и его команда, ничего похожего нет и близко. За последние несколько лет из спортивных и тренировочных сооружений построены разве что прекрасные крытые ледовые дворцы в Москве и Челябинске. После Пекина делегация ОКР побывала еще и в центрах подготовки в Среднегорье. Там, может, не так шикарно, как в Пекине, но условия для спортсменов все равно отличные. А у россиян, по понятным причинам, не осталось баз ни в Цахкадзоре, ни в Бакуриани. Поэтому заключение соглашения с НОК Китая можно только приветствовать. Наши будут помимо всего прочего ездить тренироваться в столицу будущих Игр, где за день пребывания плата гораздо ниже, чем у нас, - всего 40-50 долларов.
А условия подготовки в Китае - получше. Если, к примеру, для наших не самых плохих в мире прыгунов в воду закупают в год по три иностранных трамплина, то в Пекине в одном лишь спортивном центре их 11. Или как сравнить три не очень новых помоста для штангистов на базе в Подольске с тем блеском, который устроили у себя в центре китайцы? И если с нами всем этим готовы поделиться, то почему бы такой возможностью не воспользоваться?
Между прочим, интересно было узнать, что у соседей на подготовку спортсменов выделяется в год 1,5 миллиарда долларов. В случае необходимости на строительство спортбаз, оборудование антидопинговых лабораторий и другие спортивные расходы выделяются деньги из тех 10 миллиардов долларов, что зарабатываются в Поднебесной на спортивных лотереях. Мы о таком и мечтать не можем, хотя спортивный бюджет России теперь все же не такой тощий, как недавно. Президент ОКР считает, что 6,5 миллиарда рублей - сумма вполне достаточная. И на вопрос "что делать, когда до Олимпиады всего ничего, а условия подготовки какие есть, такие есть?" - ответ все же найден.
ДАВАЙТЕ НЕ РАЗМАЗЫВАТЬ ИКРУ ПО БУТЕРБРОДУ
Вот выход, хотя, на мой взгляд, и временный. Руководство ОКР предлагает сосредоточиться на данный конкретный период лишь на тех видах спорта, где у нас есть шансы добиться успехов. Все олимпийские дисциплины разделены на три категории. Первая - та, где мы добыли в Афинах много "золота". Например, если в борьбе у нас три золотые медали, то есть все основания утверждать: при более серьезном денежном вкладе в подготовку представителей этого вида спорта наград может быть гораздо больше. Ко второй категории относятся дисциплины, в которых заняты места в шестерке лучших. Тут средства тратятся на тех славных представителей российского спорта, у которых есть шансы попасть в призеры. И, наконец, третья категория, где, увы, нашим ничего светить, по определению, не может. Больших денежных вложений здесь - пока - не предвидится. В таком приблизительно разрезе действуют и все остальные страны, даже богатенькие американцы, вкладывающие в основном в плавание и легкую атлетику. А вот если нам как следует раскошелиться на переживающую явный подъем "королеву спорта", то, считает президент ОКР, и количество российских медалей в легкой атлетике может увеличиться.
Словом, мы совсем не собираемся оставаться статистами на большом олимпийском празднике в Пекине. И первое место в неофициальном командном зачете не подарим ни американцам, ни друзьям-китайцам. Мы будем за него бороться. А успех будет зависеть от стратегии, которую выбирать не завтра, а уже сегодня.