НИ ПЫЛИНКИ, НИ СОРИНКИ
Чтобы снарядить машину в дорогу, надо ее для начала основательно вычистить. Боже мой, сколько ненужных вещей скопилось за зиму в салоне и багажнике! Вот несколько флаконов из-под одеколона: я их бросал сюда для запаха. Долой! В бардачке полный бардак. Бумажки с адресами и телефонами московских сервисов, магазинов запчастей, старые автомобильные карты. Зачем они на трассе?! Меняем их на те, которые подробно рассказывают о намеченном маршруте. Карт в магазинах тьма-тьмущая. Лучше брать несколько, чтобы выбирать наиболее удобные пути проезда от города к городу, от села к селу.
А это еще что? Зимние перчатки, старые журналы, газеты, пакеты, бутылки... Выбрасываю все в мусорку без сожаления и еду на мойку. Прошу ребят не только пропылесосить салон, но и оттереть от пыли и грязи стенки, потолок, пол, стекла изнутри. Тут не должно быть ни пылинки, ни соринки, чтобы в дороге дышалось легко и свободно. Багажник после чистки тоже сверкает пустотой. Оказывается, он очень объемный, и все, что нужно в дорогу, здесь должно уместиться.
Второй этап - загрузить вещи, которые пригодятся не для машины, а для нас любимых. Ну чтобы ехалось хотя бы с минимальным комфортом. А поскольку собрались не в пустыню, то и вещей берем немного. Вода? Как без нее?! Две бутылки по пять литров и несколько штук маленьких. Что-нибудь пожевать - непременно. Для кофе и чая у меня есть специальная установка - друг подарил. Работает от прикуривателя. Советую иметь. Я ею пользовался даже в пробках. С едой проще: сушки, галеты, печенье. Капитальная пища - в придорожных кафе. А чтобы ее переварить без последствий, в аптечку бросаем имодиум. Еще фурацилин и мирамистин - этими растворами можно даже руки дезинфицировать. А вообще аптечку нужно подбирать по принципу "у кого что болит". Если с вами путешествуют дети, то заботу о них должна взять на себя жена: ей виднее, что ребятишкам понадобится в дороге. Но обязательно будут нужны одеяла, подушечки, теплая одежка. Для взрослых хорошо взять спальные мешки.
Спиртное? Обязательно. Пару бутылок хорошей водки. Не для себя. Водителю в дороге лучше вообще не пить, поскольку неизвестно, когда надо будет садиться за руль, если кому-то поплохеет или придется спасаться от дорожных хулиганов. А кроме того, водка - это жидкая валюта: ею можно заплатить за помощь, откупиться...
БАНДИТ НА ТРАССЕ
Быть бдительным, особенно на незнакомой трассе, сам бог велит. Автотурист - очень лакомый кусочек не только для профессионального преступника, но и для мелкого хулиганья. Как уберечься? За советом мы обратились к исколесившему пол-России профессионалу Сергею ГАВРИЛОВУ.
* Перед дальней поездкой проштудируйте маршрут следования по подробной карте, распределите время прохождения отдельных участков. Лучше ехать днем - езда в темноте не сулит ничего хорошего, да и отдыхать надо полноценно. За сутки рекомендую проходить не более 600-700 км. Наметьте места для привалов и ночных стоянок. Стихийные остановки на обед или отдых безопаснее устраивать вблизи населенных пунктов, недалеко от стационарных постов ГИБДД. На крайний случай можно присоседиться к таким же, как вы, автотуристам. При появлении у машины даже подростка насторожитесь и приготовьтесь к быстрому отступлению: возможно, бандиты послали мальчишку на разведку. Об оружии молчу - не поможет оно, если нападут. А вот забывать, что ваша машина, даже самая маломощная, - это очень серьезное оружие, совсем не стоит. Если вы собьете машиной и даже покалечите явного бандита, который напал на вас, то будете правы. Единственное, что надо сделать сразу после такого вынужденного наезда на человека или его машину, это обратиться в ближайшее отделение милиции.
* При въезде в новую для вас область, район остановитесь у поста ГИБДД, поговорите с инспекторами о том, на каких местных трассах шустрят дорожные пираты.
* Бандиты используют самые разные уловки, чтобы остановить машину путешественника где-нибудь в глухом местечке. Часто на дорогу выставляется канистра - просьба выручить бензином. Иногда на обочине голосуют одинокие девушки или даже дети: тормознете, а из кустов выйдут амбалы - мало не покажется. Имитация поломки - еще один прием, который используется для остановки. Советую поступиться сердоболием и проехать мимо.
* Редко, но все-таки еще выходят на дорожный промысел бандиты, наряженные в милицейскую форму. Тут поступать надо следующим образом. Не тормозить, когда останавливает один милиционер, а рядом не видно машины с соответствующей символикой. Если место глухое, а вы решили выполнить приказ гаишника, то проезжайте на 20-30 метров вперед: инспектор обязан подойти к машине. Если это липовый постовой, то его сообщники могут себя выдать - смотрите в оба и не глушите мотор. При любом подозрении рвите с места. До ближайшего поста ГИБДД.
ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
На всякий случай профессионалы советуют сделать ксерокопии всех документов - паспорта, водительского удостоверения, технического паспорта на автомобиль - и спрятать бумаги где-нибудь в машине. Они могут выручить, если произойдет что-то непредвиденное - потеряете или, не дай бог, украдут. По крайней мере, копии помогут вернуться домой и восстановить документы.
КАНИСТРА НЕ ПОМЕШАЕТ
В провинции есть проблемы с бензином. Конечно, надо быть очень внимательным на незнакомых заправках, чтобы не плеснуть в бак откровенной дряни. Первый признак того, что автозаправочная станция неплохая, это скопление машин. Наводку также могут дать дальнобойщики. И тем не менее профессиональные автотуристы советуют брать в дорогу канистру с бензином с большим октановым числом. Если ваше авто кушает А-92, то залейте в канистру А-95 или даже А-98. Зачем? В российской глубинке в ходу А-76. Если вы плеснете его 10 литров, то увеличить октановое число можно из канистры. До хорошей АЗС дотянете. Выручит чистый А-98, если вы "стрельнете" бензин у водителя грузовика или зальете некачественное топливо.
ЧТОБЫ МАШИНА НЕ ПОДВЕЛА
Готовить машину к путешествию надо так же, как к техосмотру, если не лучше. Инспектора можно обмануть, а дорогу - никогда. Поэтому перед дальней поездкой нужно загнать машину на сервис и сделать основательный технический контроль. Заменить те детали ходовой части, которые побрякивают и постукивают, проверить двигатель, тормозную систему. Особенно тормозные колодки. Если износ их больше 1,5 мм, а тормозного диска - 3 мм, то заменить. В глубинке вряд ли быстро найдешь эти детали, к примеру, для иномарки японского производства. Лампы можно осмотреть самому. Помутневшие или с желтым светом лучше выбросить и поставить новые.
Набирать с собой много запчастей нет смысла: все не предусмотришь. Но в машине должны быть обязательно несколько запасных лампочек для фар, крышка трамблера, бегунок, ремень генератора, предохранители, комплект свечей. Про буксирный трос, домкрат с низкой посадкой, запаску, насос, лопатку, огнетушитель, перчатки, тряпки, мешок из рогожки под забуксовавшее колесо, досочку под домкрат, а также масло и тосол можно не упоминать - у нормального водителя все это есть в машине всегда. Нужен ли антирадар? Некоторые путешественники берут. Однако за него гаишники могут и взгреть. Да и зачем спешить, если путешествие предполагает расслабление, отдых, а не напряг? Это же не гонки!