{Bull}Россия от войны в Персидском заливе пострадает больше, чем Ирак
Ущерб также понесут машиностроение, сельское хозяйство и гидроэнергетика. Обменная программа предполагала поставку оборудования, медикаментов, машин из России по ценам ниже мировых. Кроме того, наши компании неплохо зарабатывали для себя и бюджета на транспортировке и продаже нефти в третьи страны. Если "ЛУКОЙЛ" не теряет надежды компенсировать свои убытки и потерянную прибыль (нашу компанию наказал еще Саддам Хусейн) через международный суд, то всем остальным мало что "светит". Во всяком случае, контракты на строительство крупнейших энергетических объектов, которые оценивались более чем в 2 млрд. долларов, теперь реализовать будет крайне сложно.
Подсчитывают потери и предприятия российского автопрома, потерявшие рынок сбыта. КамАЗу и ГАЗу придется расстаться с планами поставок в Багдад своих машин. Завод на Каме теряет упущенную выгоду, так как иракские проекты были заложены в бизнес-план 2003 года. А в Нижнем Новгороде остались невостребованными сотни "Волг", подготовленных на экспорт в Ирак. По контракту наш автозавод должен был отправить 5 тысяч машин для багдадского таксопарка. Можно не сомневаться, что теперь парк разбитых такси обновится американскими машинами. Ирбитский мотоциклетный завод "Урал" успел поставить иракским партнерам только 515 мотоциклов. Остальные две трети заказа "зависли" с началом войны. По этой же причине контракты с Ираком вынуждены были прервать Ижевский мотоциклетный и Челябинский тракторный заводы.
Пока неясно, что будет с экспортом зерна. Как известно, Россия за несколько лет поставила в Ирак в обмен на нефть около 5,5 млн. тонн пшеницы. Поставки зерна оплачивались из специального фонда ООН. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев выразил надежду на возобновление программы. По прежним планам в 2003 году Россия должна была отгрузить Багдаду 500 тысяч тонн зерна, но до начала боевых действий успела поставить около 100 тысяч тонн. В Минсельхозе сообщили, что сейчас в одном из портов Ирака находится судно с грузом пшеницы...
По словам главы российско-иракского комитета по сотрудничеству Юрия Шафраника, убытки России могут составить 40 млрд. долларов. Такова цена многолетнего двустороннего контракта, в рамках которого наши предприятия вели переговоры о сотрудничестве.
Что же касается иракского долга (по разным данным, от 7 до 9 млрд. долларов), то его возвращение - дело скорее желаемое, чем выполнимое. Ведь режим Саддама до введения в 1991 году санкций назанимал больше 100 млрд. долларов. Накануне войны представители госдепа США выражали уверенность, что со сменой режима Багдад начнет выплату долгов, но теперь стало очевидно, что эти заверения цента ломаного не стоят. Американский президент призвал списать долги Ирака, что, скорее всего, и будет сделано.