Главная Культура 00:20 17 Февраля 2017 9163
Жизнь за МКАДом есть, и еще какая!

Заметки с фестиваля «Золотая маска», стартовавшего в Перми

Сергей Бирюков

Как всегда, в феврале стартовали показы главного российского театрального фестиваля «Золотая маска». Но случилось это не как обычно, в Москве, а за 1,5 тысячи верст от нее — в Перми. Что же свело вместе в местном зале Театр-а оперы и балета ведущих театральных деятелей, редактора глянцевого журнала Ксению Собчак и подопечных местного общества слепых?

Так совпало: в богатой культурными традициями Перми обитает жадный на «Маски» Театр оперы и балета имени Чайковского, руководимый дирижером Теодором Курентзисом. Редкий год пермяки не увозили к себе одну, а то и несколько фестивальных наград. Вот и сейчас их «Травиата», поставленная Курентзисом вместе со знаменитым американским режиссером Робертом Уилсоном, выдвинута на премию в семи (!) номинациях. Однако спектакль так технически сложен, в том числе по световой партитуре, что вывезти его на гастроли нереально. Вот и поехало почтенное жюри на Урал.

Теодор Курентзис во время дискуссии. Фото автора

Этим решил воспользоваться многолетний генеральный парт-нер «Золотой маски» Сбербанк. Его креативная команда во главе со Светланой Миронюк задумала серию дискуссий о жизни культуры в современном обществе, и Пермь резонно сочли подходящей для проведения круглого стола на тему децентрализации культуры. Назвали его не без грустного юмора: «Есть ли жизнь за МКАДом?».

У Сбера есть возможности делать широкие жесты. Позвали действительно знаковую публику — от режиссера Камы Гинкаса до главреда журнала L’Officiel Ксении Собчак. Говорили разные слова, но по сути — об одном. Генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина напомнила о громадном потенциале регионов: из 79 спектаклей нынешнего фестиваля только половина — московские и петербургские, остальные с бескрайних российских просторов. В том числе из совсем малых городов вроде Глазова, Лысьвы, Шарыпово, Мотыгино (это вообще таежный поселок). Кама Гинкас рассказал, как еще до всех международных успехов совершил бросок на полтора года в Красноярск, где секретарем крайкома партии работала странная женщина, отчего-то горевшая идеей открыть в городе экспериментальный театр. Даже Ксении Собчак нашлось что сказать о провинции: она призвала брать пример со скромного испанского города Бильбао, построившего на ровном месте музей современного искусства и теперь собирающего туристов не хуже соседнего фешенебельного Биаррица...

Конечно, выступил и сам Теодор Курентзис, припомнивший, как его позвал из Новосибирска тогдашний губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Как краевая власть выполнила обещание — не только принять дирижера вместе с его уникальным коллективом старинной и современной музыки (35 оркестрантов и 20 певцов), но и помочь нарастить состав ансамбля. Как нынешняя власть не очень спешит строить новую сцену оперы, и дирижер уже подумывает, не исчерпался ли ресурс его взаимодействия с городом, не пора ли менять дислокацию...

Мораль тут, как я уже сказал, одна: культура децентрализуется и шагает в регионы, когда: а) есть талантливый пассионарный художник (вот как Курентзис) и б) навстречу ему протянута поддерживающая (но не окорачивающая) рука власти.

Была у пермской поездки и еще одна — удивительно трогательная — глава о взаимодействии театра со зрителями. Я сейчас не о Зрительской лаборатории, хотя и она достойна отдельного рассказа: публику приглашают на встречи, где погружают в историю той или иной оперы и даже предлагают попробовать себя в какой-нибудь из ролей и сцен: О пермской опере и ее новаторских подходах можно говорить долго. Но я остановлюсь на том, что тронуло сильнее всего. Объединенными усилиями спонсора, театра и местного общества слепых здесь впервые в России организовали поход на оперный спектакль группы незрячих людей. Идея проста: в наушник транслируется рассказ о том, что происходит на сцене — так называемый тифлокомментарий. Ну а остальное договаривает-допевает музыка.

Так незрячие посетители театра изучают костюмы актеров. Фото автора

Я наблюдал этих людей. Сперва им рассказали о спектакле, о языке символических актерских поз, разработанном Уилсоном. Потом к каждому подвели двух актеров, юношу и девушку, предложили ощупать их костюмы, подробно описывая «платье со шлейфом и турнюром» и «роскошный бархатный фрак». Наконец раздали аппараты: На пути в зал удалось поговорить с некоторыми. Женщина Люба когда-то работала в вычислительном центре, зрение потеряла то ли от резкого света экрана, то ли от нервотрепки. Василий Тарасов — слепой от рождения. Молодая Таня перестала видеть год назад после кровоизлияния и отслоения сетчатки...

Что и говорить, неласковая судьба. Но ни у одного из собеседников я не увидел в незрячих глазах отчаяния — наоборот, там интерес к жизни, к познанию, к творчеству. Люба делает иконы и картины — у нее разложены по цветам бисеринки, а уж как их распределить, она знает, точнее, чувствует. Василий 35 лет стоял у станка на специализированном производстве — и всю жизнь он поет, поскольку взамен зрения природа наградила голосом. Репертуар — басовые арии, песни, романсы. Таня работала воспитательницей в детдоме и пока меньше других приспособилась к нагрянувшей вдруг слепоте. Говорят, за рубежом такая патология лечится, но где ж собрать такие деньги. Спасибо, рядом мама, не отходящая от дочери ни на шаг:

Спектакль и возможность «видеть» его благодаря тифлокомментарию просто преобразили этих людей. После первого антракта они взахлеб обсуждали изумительную музыку и тонкое исполнение ее артистами Курентзиса. Но жаловались, что в наушнике комментируют только движения актеров, а о чем поют — не говорят: «Конечно, про „аморе“ мы понимаем, но хочется вникнуть в содержание поглубже...» Попросили диктора читать либретто — и уже в следующем перерыве просто сияли от счастья и полученного впечатления.

А я думал: как многому можно поучиться у этих людей! Прежде всего — умению ценить то, что нам дано, мужеству идти своим путем, несмотря на тяжелейшие препятствия. В этом смысле каждый из них совершает подвиг не меньший, чем Теодор Курентзис, ставящий уникальные спектакли в центре промышленного Урала. Не меньший, чем город Пермь, продолжающий развивать свою культуру, несмотря на перемены во власти и экономической ситуации. Не меньший, чем вся наша культура, пытающаяся быть свободной в стране, где традиций свободы маловато:

«Нация начинается с партера», — Вольтер сказал это 300 лет назад, но словно про нас с вами.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9488
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7186
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?