Две удивительно рифмующиеся истории: «внезапное» увольнение директора Государственного института искусствознания Наталии Сиповской (пока не удавшееся) и худрука Государственного академического русского хора имени Свешникова Евгения Волкова (пока — удавшееся).
Институт искусствознания исправно выпускал научные труды — многотомную «Историю русского искусства», «Свод памятников архитектуры», полное собрание сочинений Чайковского: Хор этого самого Чайковского, а также многих других замечательных композиторов пел. Профессионалы и публика радовались, на конференции и выставки валил народ, а на 75-летие института минувшей осенью собрался международный симпозиум родственных организаций. Про концерты хора и не говорю: всегда полные залы, а программы — до комка в горле: одни только театрализованные действа в память Ленинградской блокады и к юбилею Лермонтова чего стоят!
И вдруг в оба учреждения нагрянули министерские проверки. И нашли, понятно, кучу недостатков. Например: отчего зарплата сотрудников не доведена до средней по региону — 89 тысяч рублей в месяц? Это по отношению к хору. Институту и вовсе предъявили требование: поднять оплату труда до 200% от средней, то есть до 190 тысяч!
Вот и хор, как считают в Минкультуры, должен не за госбюджет цепляться, а зарабатывать 15 млн в год! Хотя общеизвестно: коллектив классической музыки, особенно такого масштаба, не может быть самоокупаемым. Тут как с армией: она не зарабатывает, а защищает от врага. Вот и хоровая музыка — наша защита от пошлости и бескультурья.
И тут придется спуститься с духовных высот на грешную землю. Институт искусствознания не только абстрактной наукой занимается. Его сотрудники и к экспертизе строительных проектов привлекаются, и к решению хозяйственных споров, если речь о памятниках культуры. Ну как такое важное дело отдавать каким-то докторам с кандидатами? Вспомним еще, что именно сейчас в здании института — дворце XVIII века — началась реставрация. Как же упускать из виду финансовый ручеек? В общем, вызвали госпожу Сиповскую 26 декабря в министерство и предложили перейти из директоров в замы по науке. А директором-де пришлют эффективного менеджера...
Видимо, поторопились, надо было подождать с этим до 31 декабря. А тут возмущенный институт на следующий день вышел на собрание, поднялся шум в прессе — и смену директора пришлось притормозить. Видимо, учтя этот опыт, руководителя Госхора убрали уже под самый Новый год, 30 декабря. И уже без всяких разговоров в министерстве — просто скан приказа прислали. А 14 января представили нового худрука — Геннадия Дмитряка.
Тоже, замечу, хорошего хорового дирижера. Только у него уже есть свой коллектив — Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова. Откуда он не собирается уходить, а в Госхор его зовут: на полставки. И контракт подписали на полгода. Очень похоже на то, что Минкультуры задумало слить оба коллектива в один. Ради экономии. А 100-летние традиции Капеллы и более чем 90-летние Госхора министерских, видимо, мало волнует.