Аудитор Счетной палаты Александр Пискунов заявил, что с начала нынешнего года задолженность не только не снизилась, но и выросла на 2 миллиарда. Примерно столько же военное ведомство задолжало своим кредиторам и в прошлом году. Правда, кто виноват в том, что военное ведомство наделало долгов, из выступления представителя Счетной палаты понять было трудно. Одна из причин была сформулирована так: "Недостаточно высокая степень надежности прогноза финансово-экономических возможностей государства при разработке планов военного строительства". Понимай как хочешь: то ли у государства средств на армию не хватает, то ли Минобороны денег позанимало без оглядки на толщину своего кошелька.
Впрочем, одна причина очевидна. При планировании военного бюджета законодатели исходили из уровня инфляции 10-12 процентов, а реальность оказалась иной. Особенно с продукцией естественных монополий. Государству так и не удалось, например, сдержать цены на топливо. Стоимость бензина подскочила на 22 процента, флотского мазута на 34 процента, что немедленно сказалось на тарифах на авиа- и железнодорожные перевозки, которые выросли почти на 20 процентов. Понятно, что даже те пять миллиардов рублей, которые военное ведомство получило к концу года в счет старых долгов по гособоронзаказу, спасти положение не в силах. Министр обороны Сергей Иванов еще в августе на заседании правительства предупреждал, что если цены на продукцию естественных монополий будут расти прежними темпами, то модернизация Вооруженных сил в 2005 году по ряду параметров может оказаться под вопросом.
Выход Счетная палата предлагает такой: усилить госрегулирование цен на оборонную продукцию. Одну из возможных мер на днях предложил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев - резко увеличить штрафы за нарушения нефтяными магнатами антимонопольного законодательства. Но Госдума только в конце ноября планирует в первом чтении рассмотреть поправки в антимонопольное законодательство, а Минобороны расчет своих финансовых возможностей готовит уже сейчас.
Впрочем, у военного ведомства есть не только скрытые, но и явные резервы: Счетная палата вскрыла ряд финансовых вольностей в его расходах. Причем достаточно серьезных, поскольку комиссия Совета Федерации по взаимодействию с этим контролирующим органом намерена отправить запрос в Главную военную прокуратуру с требованием дать им правовую оценку. Цена выявленных нарушений - почти 118,9 миллиона рублей.
Вскрылась и еще одна проблема. В последнее время участились случаи судебного разбирательства в связи с социальными выплатами солдатам и офицерам. В начале года неоплаченными были 22,5 тысячи исполнительных листов на общую сумму 3,4 миллиарда рублей. Правда, начальник службы экономики и финансов Минобороны Любовь Куделина категорически заявила на заседании комиссии Совфеда по взаимодействию со Счетной палатой, что военное ведомство расплатилось с военными до последней копейки. В том числе по выплате так называемых боевых денег.