В ночь на вторник в белорусском Витебске завершился 22-й фестиваль «Славянский базар». Артисты съехались, как всегда, именитые: Лариса Долина, Максим Аверин, Елена Ваенга, Эдита Пьеха, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков, Леонид Агутин, Дима Билан, победительница «Евровидения-2013» Эмилия де Форест, Gipsy Kings, Аль Бано и другие. Однако свежих музыкальных впечатлений на сей раз недоставало.
Речь президента Лукашенко на открытии «Славянского базара» — одна из традиций. Она не была так политизирована, как в прошлые годы, зато два первых музыкальных номера после нее оказались слишком уж идеологически выверенными: ансамбль «Сябры» (где их звонкая «Алеся»?) уже давно стал исполнять даже не патриотический, а откровенно заказной музматериал. Россию представляла Надежда Бабкина, тоже засыпавшая президента комплиментами.
Самое яркое впечатление «Славянского базара» — сольный концерт Ларисы Долиной (на фото), на котором знаменитая певица в очередной раз продемонстрировала свои мощнейшие вокальные данные. Накануне Долина рассказала журналистам, что станет первой российской исполнительницей, которая примет участие в бродвейской постановке мюзикла «Чикаго», то есть споет для американской публики. Эту версию мюзикла увидят и москвичи: спектакль приедет на гастроли в октябре этого года.
Сольные концерты в Витебске дали также Кристина Орбакайте, Дима Билан, Елена Ваенга. Но ни один из них не стал откровением. По сути кроме выступления Долиной заслуживала внимания лишь программа Президентского оркестра Белоруссии «Дым над водой», сыгранная под управлением Виктора Бабарикина. Хиты Metallica, Scorpions, Queen и других рок-классиков в симфонической обработке настолько понравились публике, что даже небрежный вокал не сильно смазал впечатление, зал буквально стоял на ушах. Удивительно, но пресса этот проект практически не заметила: коллеги гонялись за как-бы-звездами, а то, что по-настоящему трогает и заводит зрителя, осталось в тени.
Очевидно, «Славянскому базару» пора подумать о смене формата, о большем внимании к тем направлениям музыки, которые востребованы молодым зрителем: року, рэпу. Хотя в какой степени это можно сделать в сегодняшней Белоруссии — вопрос. Но ведь на всем пространстве СНГ нет смотра, по масштабу сравнимого с витебским. В частности, в России, где даже Алле Пугачевой не удавалось создать долговременный проект: ее конкурс «Пять звезд» в Сочи закрылся, на российско-украинский фестиваль Crimea Music Fest в этом году не наскреблось спонсорских средств. Так что от судьбы Витебска в определенной степени зависят и перспективы российской популярной музыки.