Американские аналитики наперебой пророчат светлое будущее доллару и черные дни — европейской валюте. А в России население в месяц скупает по 1,5 млрд евро. Чем это закончится и когда?
Весь финансовый мир с тревогой глядит в сторону Греции, ожидая банкротства самой слабой страны Евросоюза. Причина известна, и «Труд» писал о ней: с вступлением в еврозону эллины решили жить лучше, но в долг, а работать — как всегда. Теперь в долг больше не дают, а затягивать пояса не хочется. На выборах в парламент 6 мая коалиция партий «Новая демократия» и социалистов (ПАСОК), поддержав предложенные Европой антикризисные меры (сократить пенсии, поднять налоги, уволить тысячи госслужащих), потеряла три четверти (!) голосов. К власти
Но выходов у Афин только два: или ужиматься сверх пределов, продолжая создавать проблемы внутри страны, или возвращаться к родимой драхме. Что тоже чревато: дикой инфляцией, скачком цен на импорт, безработицей, крахом банковской системы. Но, говорят эксперты Евросоюза, если выход Греции из еврозоны пройдет спокойно, появится опасный прецедент — дурной пример для Португалии, Испании, Италии:
Нобелевский лауреат по экономике 2008 года Пол Кругман на прошлой неделе спрогнозировал: «весьма вероятно», что Греция покинет зону евро в следующем месяце. После чего «вполне возможно», что среди остальных стран альянса может возникнуть паника. Из других «проблемных стран» — прежде всего Испании и Италии — банковские вкладчики начнут переводить деньги в более надежные места, прежде всего в Германию. Банки могут ответить введением ограничений, напоминающих «чрезвычайные режимы». И так далее.
Итоговый диагноз Кругмана: «Нас ждет конец евро».
Но в Европе у него немало оппонентов. К тому же Нобелевская премия вовсе не гарантирует безошибочности прогнозов — тем более в экономике. Другой очень известный в мире
Элита этих традиционно благополучных стран, включая власти и бизнес, вовсе не настроена на похоронный лад. Кстати, выход из зоны евро любой уже вступившей туда страны обойдется недешево — такой вывод сделал швейцарский банк UBS, который недавно провел специальное исследование на этот счет. Цифры такие: странам с серьезными долгами расставание с еврозоной обойдется примерно в 9,5–11,5 тысячи евро в пересчете на каждого взрослого жителя в первый год отказа и в 3–4 тысячи — в последующие несколько лет. Даже государствам с относительно небольшими долгами, если они вдруг решат вспомнить про марки, франки и гульдены, придется потерять около 8 тысяч евро за человека.
Так зачем их терять? Не забудем также, что евро уже давно и успешно используется мировым сообществом как вторая (после доллара США) резервная валюта: в общемировых валютных резервах доля евро ныне составляет около 30%. В том числе в составе золотовалютных резервов России (более 0,5 трлн долларов) доля евро превышает 40%.
Может ли серьезно поколебать этот колосс маленькая Греция с населением 10 млн человек и номинальным ВВП 250 млрд евро?
Как показывает финансовая статистика, подавляющее большинство наших граждан в это не верят. Более того, с конца зимы покупки европейской валюты населением в России серьезно выросли и в некоторые месяцы составляют две трети всех валютных покупок, оставив американский доллар далеко позади. В пиковые весенние месяцы объемы приобретений евро превышали 55 млрд
Хотя большинство отечественных экономистов советуют относиться к созданию «личных валютных резервов» по другому принципу: покупать валюту не ту, что продается подешевле, а ту, которая потребуется в ближайшее время. Если собираетесь в поездку в страны долларовой зоны, запасайтесь долларами, планируете отпуск в Европе — приобретайте евро. А дома держите сбережения на рублевых депозитах. Тем более что инфляция в России снижается уже второй год подряд, хотя и медленно.
Кстати, согласно банковской статистике, в отечественной банковской системе рублевые вклады ныне превышают валютные в 4,6 раза. На рублевых счетах в российских банках сосредоточено около 10 трлн рублей, а вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляют около 2 трлн рублей. То есть в родной рубль россияне верят гораздо больше, чем в любую инвалюту.
Тем более что все добросовестные российские банки не первый год участвуют в государственной системе страхования вкладов. И если у вас на счете лежит сумма, не превышающая 700 тысяч рублей, ее вернут, даже если банк обанкротится.
Впрочем, сказанное относится и к вкладам в долларах и евро. Но есть существенная разница: компенсацию вкладчикам выплатят в
Голоса
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
— Ситуация в зоне евро развивается по крайне негативному сценарию. Европе придется принимать огромное множество различных мер, направленных на скупку долгов. Правда, многое уже сделано, однако лично я не вижу ни перелома, ни вообще
Виктор Геращенко, бывший глава ЦБ:
— Я особо за этим делом, пардон, не слежу. Граждан нервируют скачки валютного курса, они бегут в обменники, а биржевые спекулянты руки греют. Зачем в этом участвовать?
Думаю, с евро ничего страшного не случится. Никто не заинтересован выталкивать Грецию из валютного союза и тем более из ЕС. Все останется как есть. Евросоюз и евровалюта никуда не денутся.
Никита Кричевский, доктор экономических наук:
— С евро ситуация неопределенная. Вчера распад валютного союза казался фантастикой, сегодня такой сценарий обсуждают как вполне реальный. А это огромное потрясение не только для еврозоны, но и для всей мировой экономики. В этих условиях