Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) обнародовал рейтинг стран — экспортеров оружия за последние пять лет. По объему продаж вооружения Россия спустилась в этом списке на второе место, уступив лидерство США.
По данным SIPRI, Россия впервые за последние пять лет опустилась на второе место по объемам продаж на мировом рынке вооружений, пропустив вперед США. Доля Америки в военном экспорте в 2005–2009 годах составила 30%, у нашей страны — 24%. На третьем, четвертом и пятом местах оказались Германия, Франция и Великобритания. В 2001–2005 годах стокгольмские эксперты ставили Россию выше американцев, правда, с незначительным отрывом. В тот период, по их подсчетам, Россия занимала 31% всего мирового оружейного экспорта, а США — 30%.
«Оценки SIPRI вполне объективны», — заявил «Труду» директор российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. При этом он уточнил, что специалисты Стокгольмского института исследований проблем мира, имеющего статус независимой международной организации, рассчитывают размеры продаж не по реальным ценам на тот или иной вид военной техники, а по усредненному эквиваленту. Допустим, любой легкий истребитель у них стоит 20 млн. долларов, а авианосец — 1,5 млрд. долларов. Реально же цена на них у разных стран разная. Дороже всех продают свою продукцию американские и западноевропейские производители, у России же традиционно низкие экспортные цены. Эта ценовая политика приводит к росту продаж. «Фактически SIPRI при составлении рейтинга считает не деньги, а количество проданных единиц оружия, или, как говорят оборонщики, «железо».
Методика SIPRI ставит Россию в выигрышное положение по сравнению с европейскими конкурентами. По официальным данным «Рособоронэкспорта», военные продажи России за рубеж оценивались в 2009 году в 7,4 млрд. долларов. На близкую сумму наторговали Германия, Франция и Великобритания каждая. «Если исходить из денежной выручки, то мы делим с этими странами
Если говорить о тенденциях, то, по мнению аналитиков, России вскоре будет трудно сохранять свои позиции на мировом рынке оружия. Например, в 2001–2005 годах одним из основных покупателей продукции российской оборонки был Китай, на которого приходилась треть всех зарубежных продаж. Теперь же китайцы научились сами производить необходимую им технику, и крупных контрактов с ним теперь нет. У России появились новые рынки сбыта — Алжир, Вьетнам, Венесуэла, — но многие сделки с этими странами находятся на стадии переговоров.
Рейтинг
США вне конкуренции
Если исходить из сумм реализованных контрактов, то большинство ведущих мировых экспертных центров, например Исследовательская служба Конгресса США, Британская национальная организация по обороне и безопасности, отводят