Раньше предполагалось, что строительство второй и реконструкция старой сцен начнутся одновременно, а труппа в это время будет выступать в арендованных помещениях. Позже худрук Мариинки Валерий Гергиев посчитал более правильным для коллектива дождаться нового современного зала, а не скитаться по чужим площадкам. Но вся проблема в том, что запустить "стройку века", как уже окрестили (не без иронии) сооружение второй сцены, до сих пор не удалось.
Площадка под нее давно освобождена. Снесено несколько домов, огорожен немаленький участок у Крюкова канала, перекрыто движение по двум улицам и еще на одной - ограничено, что создает в районе Театральной площади, и без того перенасыщенной транспортом, постоянные пробки. Но "добро" на строительство не дают эксперты.
Дело в том, что в проекте французского архитектора Доминика Перро они нашли немало "проблемных мест". В частности, предлагаемое к возведению здание они считают "неустойчивым и потому небезопасным". Монолитная его часть, говорят, может просто не выдержать нагрузки, "задаваемой" огромным стеклянным куполом. Не решены вопросы с вентиляцией, противопожарной безопасностью... Сомневаются специалисты Главгосэкспертизы РФ и в том, что архитектор уложится в отведенную смету. Сам он, к слову, следит за ходом дела издалека - из Парижа. С некоторыми замечаниями наших экспертов соглашается - например, уменьшил высоту купола на 10 метров. Но с большинством - нет.
Все то время, пока шла пикировка между французским архитектором и российскими специалистами, инициатор стройки Валерий Гергиев предпочитал отмалчиваться, ссылаясь на то, что он не строитель, а музыкант. Тем более что недавно его театр обрел новую концертную сцену (ее назвали Третьей) - в отреставрированных после пожара бывших декорационных мастерских. Это великолепное приобретение. Само здание было построено в конце ХIХ века архитектором императорских театров Виктором Шретером. Фасад его сохранен при реставрации. Нынче в оформлении фойе и зала принимал участие знаменитый художник Михаил Шемякин. Вместимость - более тысячи человек. Акустика роскошная. В Петербурге поговаривают: что еще нужно Мариинке? Лучшее ведь, как известно, враг хорошего.
Не исключено, что состоявшееся на днях открытие концертной сцены, на котором, кстати, побывал и президент России Владимир Путин, подвигло заказчиков реконструкции отложить работы на главном здании Мариинки. В конце концов, оно вполне еще крепкое. Предыдущий капитальный ремонт был здесь каких-нибудь тридцать лет назад.
Высказался наконец по поводу ситуации вокруг второй сцены и сам Валерий Гергиев, заявив, что "контрактов с Перро никто не рвал. Проект отложен". А господину Доминику нужно просто понять, что "работать в России так, как он привык у себя в Париже, нельзя".