Главная Культура 19:16 15 Ноября 2015 24482
Как бы Гурченко...

Биографию Людмилы Гурченко попытались превратить в сериал

Сергей Беднов

Ну, вот и до Людмилы Марковны добрались. Это к тому, что количество сериалов, основанных на биографиях наших соотечественников, все множится. Перечислять имена тех, кого уже коснулась эта напасть, — места не хватит. Что интересно, при всех нюансах реакция нашей аудитории на байопики сильно напоминает историю про мышей и кактусы. Зрители возмущаются: все было не так, никто не похож. Но рейтинги при этом всегда высокие. А для телевизионщиков последний фактор оказывается решающим.

Хуже всего, конечно, снимать байопики о ныне здравствующих знаменитостях. Если они, знаменитости, принимают участие в работе над фильмом, получается продукт, наполненный утрированным драматизмом, от которого нестерпимо несет елеем. Из недавних примеров — «Слава» про Фетисова. Если же мнение прототипов главных героев во внимание не берется, получается скандал, как в случае с «Рожденной звездой», авторы которой из-за угрозы суда со стороны известной певицы вынуждены были в ходе съемок сменить название с «Эдиты» на «Рожденную».

А лучше всего брать в герои давно умерших людей. Сами они не возмутятся, а если какие близкие родственники и остались, то все они находятся в достаточно преклонном возрасте и их претензии к достоверности можно вежливо игнорировать. Подобное случалось, скажем, со «Страстями по Чапаю», «Чкаловым» и т. д.

С Гурченко история особая. Ее уже нет, но умерла она относительно недавно. Фильмы с ее участием без конца на экране — есть с чем сравнивать. Среди живущих много близких ей людей — есть кому усомниться в результате. Скажем, тому же Виктору Мережко, который в прошлом номере «Труда» вспоминал актрису. Но дело изначально упрощалось тем, что специально сочинять ей биографию для пущей зрелищности не было необходимости. Перу Людмилы Марковны принадлежит несколько автобиографических книг, а там столько всего — не на один сериал, на три хватит! Одних только мужей шестеро...

Вот авторы «Людмилы Гурченко» и не стали мудрствовать лукаво, положив в основу сценария как раз книги героини. К тому же работа над сериалом проходила под неусыпным оком ее родных. То есть вроде в кадре все должно было казаться правдой. Такой, какой ее видела Людмила Марковна.

Но как быть с исполнителями? Ведь и образ самой Гурченко мы знаем и помним великолепно, да и лица других персонажей сериала знакомы до боли: Юрий Никулин, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский... Как подобрать актеров, чтобы зритель не плевался, мол, что эти продюсеры с режиссерами, никогда Никулина не видели? Можно было бы, конечно, подобрать мало-мальски похожие типажи, а потом нечеловеческими усилиями гримеров довести их сходство до стопроцентного. А-ля «Высоцкий. Спасибо...». Но в этом случае получилось бы другое а-ля — шоу «Точь-в-точь».

Решили искать актеров по следующему принципу — наличие таланта и хотя бы минимальная похожесть. Логично, с помощью таланта вполне можно компенсировать недостающее. Так в главной роли появилась Юлия Пересильд, внешне напоминающая свою героиню весьма отдаленно, но зато имеющая статус одной из самых одаренных и востребованных ныне актрис. И местами ей, действительно, удалось добиться результата. Но все равно, таких моментов, чтобы отключиться, почувствовать, что на экране не молодая Юля, отчаянно пытающаяся быть искренней и эксцентричной, а настоящая молодая и эксцентричная Люся, практически нет. Это как бы предварительный рисунок роли, проба: вот как можно было бы сыграть Гурченко! А можно и по-другому. Но эта приблизительность касается не только актерских работ.

В сериале досконально и с теплотой передается атмосфера киностудий и съемочных площадок. Кто-то даже углядел в нем сходство с «Оттепелью», то есть с «кино про кино». Пожалуй, оно и правда есть...

Дело в том, что «Гурченко» в целом с ее необязательным сходством актеров с героями, с ее привязкой к конкретным эпизодам из книг Людмилы Марковны и к сыгранным ею ролям, так же, как и актерская игра, похожа не на завершенную работу, а на репетицию, черновик. Кажется, вот-вот в кадре должен появиться режиссер и, прервав хронологию повествования, сказать: «Ребята, все. Теперь начинаем работать на камеру». И тут же появятся гримеры, стилисты, художники, осветители... Будут доводить «картинку» до ума, и все начнется сначала, но уже по-настоящему.

И еще о байопиках. Позапрошлое воскресенье было объявлено днем траура, и телеканалам было рекомендовано не ставить в эфир развлекательные программы. «Россия 1», как и другие федеральные вещатели, перекроила сетку и весь день показывала сериал «Екатерина», премьера которого состоялась год назад. Почему именно его? На миг закралось подозрение, что из вредности. Ведь на ВГТРК прекрасно знали, что их коллеги с «Первого» на День народного единства запланировали старт «Великой». Тоже сериал, тоже про матушку-императрицу и про тот же период ее жизни. Представляете, какая возможность подкосить рейтинг конкурентов, если уж все равно надо убирать из программы Петросяна и ставить что-то другое?! За три дня до их премьеры — на экране те же герои, те же исторические события, только актеры другие! Да кто ж по второму разу всю эту историческую дребедень смотреть будет...

Кроме того, «Екатерина» — хоть и про великое прошлое страны, но про те его страницы, где не славные победы, а все больше заговоры да фавориты. То есть, по сути, зрелище для развлечений.

Ну да ладно, объясним столь оригинальное решение программной службы «России 1» любовью зрителей к биографическим фильмам.

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6213
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5974
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4451
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...