Биографию Людмилы Гурченко попытались превратить в сериал
Ну, вот и до Людмилы Марковны добрались. Это к тому, что количество сериалов, основанных на биографиях наших соотечественников, все множится. Перечислять имена тех, кого уже коснулась эта напасть, — места не хватит. Что интересно, при всех нюансах реакция нашей аудитории на байопики сильно напоминает историю про мышей и кактусы. Зрители возмущаются: все было не так, никто не похож. Но рейтинги при этом всегда высокие. А для телевизионщиков последний фактор оказывается решающим.
Хуже всего, конечно, снимать байопики о ныне здравствующих знаменитостях. Если они, знаменитости, принимают участие в работе над фильмом, получается продукт, наполненный утрированным драматизмом, от которого нестерпимо несет елеем. Из недавних примеров — «Слава» про Фетисова. Если же мнение прототипов главных героев во внимание не берется, получается скандал, как в случае с «Рожденной звездой», авторы которой из-за угрозы суда со стороны известной певицы вынуждены были в ходе съемок сменить название с «Эдиты» на «Рожденную».
А лучше всего брать в герои давно умерших людей. Сами они не возмутятся, а если какие близкие родственники и остались, то все они находятся в достаточно преклонном возрасте и их претензии к достоверности можно вежливо игнорировать. Подобное случалось, скажем, со «Страстями по Чапаю», «Чкаловым» и т. д.
С Гурченко история особая. Ее уже нет, но умерла она относительно недавно. Фильмы с ее участием без конца на экране — есть с чем сравнивать. Среди живущих много близких ей людей — есть кому усомниться в результате. Скажем, тому же Виктору Мережко, который в прошлом номере «Труда» вспоминал актрису. Но дело изначально упрощалось тем, что специально сочинять ей биографию для пущей зрелищности не было необходимости. Перу Людмилы Марковны принадлежит несколько автобиографических книг, а там столько всего — не на один сериал, на три хватит! Одних только мужей шестеро...
Вот авторы «Людмилы Гурченко» и не стали мудрствовать лукаво, положив в основу сценария как раз книги героини. К тому же работа над сериалом проходила под неусыпным оком ее родных. То есть вроде в кадре все должно было казаться правдой. Такой, какой ее видела Людмила Марковна.
Но как быть с исполнителями? Ведь и образ самой Гурченко мы знаем и помним великолепно, да и лица других персонажей сериала знакомы до боли: Юрий Никулин, Никита Михалков, Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский... Как подобрать актеров, чтобы зритель не плевался, мол, что эти продюсеры с режиссерами, никогда Никулина не видели? Можно было бы, конечно, подобрать мало-мальски похожие типажи, а потом нечеловеческими усилиями гримеров довести их сходство до стопроцентного. А-ля «Высоцкий. Спасибо...». Но в этом случае получилось бы другое а-ля — шоу «Точь-в-точь».
Решили искать актеров по следующему принципу — наличие таланта и хотя бы минимальная похожесть. Логично, с помощью таланта вполне можно компенсировать недостающее. Так в главной роли появилась Юлия Пересильд, внешне напоминающая свою героиню весьма отдаленно, но зато имеющая статус одной из самых одаренных и востребованных ныне актрис. И местами ей, действительно, удалось добиться результата. Но все равно, таких моментов, чтобы отключиться, почувствовать, что на экране не молодая Юля, отчаянно пытающаяся быть искренней и эксцентричной, а настоящая молодая и эксцентричная Люся, практически нет. Это как бы предварительный рисунок роли, проба: вот как можно было бы сыграть Гурченко! А можно и по-другому. Но эта приблизительность касается не только актерских работ.
В сериале досконально и с теплотой передается атмосфера киностудий и съемочных площадок. Кто-то даже углядел в нем сходство с «Оттепелью», то есть с «кино про кино». Пожалуй, оно и правда есть...
Дело в том, что «Гурченко» в целом с ее необязательным сходством актеров с героями, с ее привязкой к конкретным эпизодам из книг Людмилы Марковны и к сыгранным ею ролям, так же, как и актерская игра, похожа не на завершенную работу, а на репетицию, черновик. Кажется, вот-вот в кадре должен появиться режиссер и, прервав хронологию повествования, сказать: «Ребята, все. Теперь начинаем работать на камеру». И тут же появятся гримеры, стилисты, художники, осветители... Будут доводить «картинку» до ума, и все начнется сначала, но уже по-настоящему.
И еще о байопиках. Позапрошлое воскресенье было объявлено днем траура, и телеканалам было рекомендовано не ставить в эфир развлекательные программы. «Россия 1», как и другие федеральные вещатели, перекроила сетку и весь день показывала сериал «Екатерина», премьера которого состоялась год назад. Почему именно его? На миг закралось подозрение, что из вредности. Ведь на ВГТРК прекрасно знали, что их коллеги с «Первого» на День народного единства запланировали старт «Великой». Тоже сериал, тоже про матушку-императрицу и про тот же период ее жизни. Представляете, какая возможность подкосить рейтинг конкурентов, если уж все равно надо убирать из программы Петросяна и ставить что-то другое?! За три дня до их премьеры — на экране те же герои, те же исторические события, только актеры другие! Да кто ж по второму разу всю эту историческую дребедень смотреть будет...
Кроме того, «Екатерина» — хоть и про великое прошлое страны, но про те его страницы, где не славные победы, а все больше заговоры да фавориты. То есть, по сути, зрелище для развлечений.
Ну да ладно, объясним столь оригинальное решение программной службы «России 1» любовью зрителей к биографическим фильмам.