Как сообщили "Труду" в думском Комитете по обороне, возможно, сроки рассмотрения закона будут определены уже сегодня, на заседании Совета Госдумы. Кстати, принять такой законопроект депутаты намеревались еще год назад, но с первого захода проблему решить не удалось. Камнем преткновения тогда стал вопрос, служить ли студентам или не служить. Учеба в вузе, не секрет, была самым надежным способом миновать ворота призывного пункта.
На днях глава российского военного ведомства Сергей Иванов "в 148-й раз", как он выразился, заявил, что со студенческой скамьи никого в армию сдергивать не будут. А вот после получения диплома почти всем придется послужить делу защиты Отечества. В ближайшие годы резко - с 229 до 68 - сокращается количество военных кафедр. 35 из них будут готовить офицеров запаса, которых в мирное время призывать не будут. А еще в 33 создаются учебно-военные центры, выпускники которых пойдут служить по контракту не меньше чем на пять лет. Всем остальным предстоит срочная служба сроком один год. Пока в Мин-обороны нет точных расчетов, скольких рекрутов благодаря этому новшеству удастся поставить в строй, но там надеются, что пополнение будет внушительным. А самое главное - достаточно интеллектуальным, в чем давно уже нуждается наша армия.
Весной нынешнего года в солдатский строй удалось поставить только 9,5 процента призывников - самый низкий показатель за последнее десятилетие. Но осенний набор оказался еще более провальным. До 31 декабря 2005 года под ружье встанут только 140 тысяч человек. Дальше, бьют в колокола в Минобороны, катиться уже некуда. Уже в начале 2005 года некомплект в войсках составлял почти 35 тысяч человек.
Между тем расчеты Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба показывают: с 1 января 2008 года, когда армия перейдет на 12-месячную срочную службу, она будет нуждаться примерно в 400 тысячах призывников. Вот и придется военному ведомству собирать, как говорится, с миру по нитке. В идеале оно бы хотело упразднить около 40 процентов отсрочек. Военному ведомству уже удалось добиться, что теперь сотрудники милиции рядового и сержантского состава, прежде чем пойти в МВД, должны отслужить в армии. Но у нас есть еще ряд ведомств, которые имеют бронь. Органы прокуратуры, например, получили 4000 "мест", Минфин - 1000, Минкультуры - 800, Федеральное агентство по атомной энергии - 600, Федеральное агентство по физической культуре и спорту и РАН - по 500, МИД - 450, Роскосмос - 100 и Православная церковь - 300.
Впрочем, в своем стремлении поставить в солдатский строй всех, кого можно, военное ведомство готово проявить и определенный "гуманизм". Сергей Иванов пообещал, что требования к здоровью призывников не только не будут смягчены, но по некоторым позициям даже станут строже. Почти в неизменном виде сохранятся и социальные отсрочки - по уходу за престарелыми родителями, для тех, у кого ребенку меньше трех лет, и т.д.
Кто будет командовать этой армией призывников? Института сержантов как такового у нас нет: они почти ничем не отличаются от своих подчиненных. Среди офицеров ротного звена довольно большой некомплект, причем значительная их часть - двухгодичники. Вчерашние выпускники военных вузов по-прежнему с нескрываемым интересом посматривают на "гражданку". Если в ближайшие несколько лет не удастся поднять престиж офицерских погон, то увеличение призывного контингента может оказаться не более как погоней за количеством.