Никогда такого не было, и вот опять... Ковидные госпитали переполнены, показатели заболевших и умерших день за днем обновляют рекорды, в регионах возник дефицит препаратов для лечения коронавируса, снова вводятся QR-коды и ограничения. И вакцинирование уже не выглядит спасительной мерой: кампания идет, а люди болеют больше прежнего. Где же выход? Об этом мы спросили экспертов, еще недавно обещавших завершение печальной эпопеи.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Верю, рано или поздно мир найдет средство от коронавируса и загонит его в рамки приличия. Но когда это случится, сегодня вам никто точно не скажет. Знаю одно: вакцинироваться надо обязательно, в массовом порядке и быстро, тогда и будет эффект. Но у нас вечный праздник непослушания. Впрочем, мы не одни такие, во многих странах правительства лавируют и довольствуются полумерами. А в результате то карнавал, то карантин.
Андрей Летаров, вирусолог
— Нынешнее увеличение показателей смертности в значительной мере связано с индийским агрессивным штаммом. Единственное адекватное решение — прививаться, и как можно скорее. В дальнейшем следует адаптировать вакцину к индийскому штамму. Уверен, в Центре Гамалеи такой модифицированный вариант уже есть, вопрос лишь в сертификации. А в будущем вакцины от ковида будут производиться по аналогии с прививками от гриппа, оперативно реагируя на изменения вируса. Что касается QR-кодов и масок — это, конечно, не навсегда. Хотя, если помните, в некоторых странах ношение масок практикуется уже давно, когда ни о каком коронавирусе мир еще не слышал.
Александр Саверский, президент «Лиги защитников пациентов»
— Мы приближаемся к тысяче смертей в день. В прошлом декабре было примерно вдвое меньше, а число заболевших тогда и сейчас сопоставимо. В течение пары ближайших месяцев ожидаю роста количества умерших. Если посмотреть на график, смертность поползла вверх с наращиванием темпов вакцинации. Почему? Что-то не так с нашими вакцинами или графики болезней и смертей составляются с пристрастием, конъюнктурно? Напомню: ни одна вакцина в мире не прошла пока третью стадию испытаний, то есть формально их эффект не доказан. Тем не менее многие из нас участвуют в этом опыте, фактически не имея никакой страховки. И еще. У нас федеральный центр передал всю антиковидную ответственность на регионы — а там кто во что горазд. Но без общей стратегии такую войну не выиграть.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, депутат Государственной думы
— Коронавирус с нами навсегда, тут все понятно. А вот коронабесие вызывает вопросы. Оказывается, вирус агрессивно передается в театрах, музеях и кафе, но не передается в метро и прочем транспорте — и мы должны в это поверить, ибо нелепо? Все это похоже на спецоперацию. Ее общий смысл: гражданин должен отказаться от любой критики и слепо выполнять то, что ему говорят. Зачем такая муштра? Может быть, сильные мира сего воспитывают в людях инстинкт подчинения? В то же время новый бюджет сверстан так, будто еще год-полтора — и коронавирус закончится. Здравоохранение — по остаточному принципу, а тем временем в более чем десятке российских регионов поликлиники снова прекратили плановый прием больных под разговоры про очередную волну коронавируса.