Дело в том, что по обвинению в "незаконном использовании служебного положения", а также "активном коррумпировании иностранных чиновников" был арестован Жан-Бернар Мериме, исполнявший обязанности представителя Франции при ООН с 1991 по 1995 год. Полицейские из бригады по борьбе с экономической преступностью считают, что этот карьерный дипломат, а он имеет высокий ранг "посла Франции", был замешан в махинациях вокруг ооновской программы, в соответствии с которой в 90-е годы прошлого века Ираку, оказавшемуся в кольце экономической блокады, было разрешено продавать часть своей нефти и на вырученные средства приобретать на внешних рынках продукты питания.
Все началось несколько лет тому назад, когда люди из Тракфина, службы по финансовому мониторингу при министерстве финансов Франции, обратили свое внимание на некоторые операции нефтяной компании "Тоталь". По их данным, компания, используя некую подставную фирму в Швейцарии, осуществляла проводку средств, а это были миллионы долларов, которые впоследствии оседали в офшорах на счетах посредников, оказывавших "Тоталь" услуги на иракском рынке. За это дело взялся следователь Филипп Курруа, известный своей педантичностью и бульдожьей хваткой. Вскоре он обнаружил, что к иракской теме имеют отношение ряд лиц, вступавших в контакт с окружением Саддама Хусейна.
В принципе ничего криминального в этом не было, если бы не одно "но": подозрение в том, что они получали от тогдашних багдадских правителей определенную денежную подпитку. И осуществлялась она в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Если конкретнее, то речь шла о так называемых "разрешениях" на продажу нефти, которые прежний иракский режим распределял среди "нужных людей" как на Западе, так и на Востоке. Получатели этих "разрешений", конечно, не напрямую, а используя коммерческие структуры, передавали их нефтяным компаниям, имеющим право работать с Ираком, за что получали соответствующие комиссионные. Как говорят, из расчета 30 центов за баррель. После падения Саддама Хусейна сохранились кое-какие письменные следы тех операций. Они-то и попали в досье, которым сейчас занимается следователь Курруа.
Он уже завел дела на несколько человек. Среди них руководитель общества франко-иракской дружбы Жиль Мюнье, который подозревается в том, что получил комиссионные на 270 тысяч евро, Бернар Гийе, советник бывшего министра внутренних дел Шарля Паскуа, к которому следователь Курруа также, говорят, проявляет интерес. Совсем недавно в этом списке оказался Серж Будеве, руководитель франко-арабской торговой палаты, а в прошлом генеральный секретарь французского МИДа. По данным следствия, Серж Будеве получил четверть миллиона долларов. И вот он пополнился еще одним карьерным дипломатом. Предполагается, что Жану-Бернару Мериме были переданы "разрешения" на продажу двух миллионов баррелей иракской нефти.
На набережной Орсе сейчас говорят о том, что оба дипломата вышли на пенсию еще до начала нынешней истории: первый в 1998 году, второй - год спустя. Более того, их сомнительные связи были предметом внутреннего министерского расследования, о чем в свое время был сделан доклад Елисейскому дворцу. И тем не менее настроение чиновников во французском МИДе невеселое. Как сознался один из них на страницах парижской газеты "Фигаро": "Из-за них мы чувствуем, как будто нас всех облили грязью".