После того как в Германии таможенники и полицейские стали тормозить и изымать автомобили с российскими номерами, возникло подозрение, что канцлер Олаф Шольц, поранив глаз, чего-то не разглядел в регламентирующих документах. Но нет, он и одним глазом видит основания для жестких мер, больше подходящих разбойникам с большой дороги.
Немецкая таможня объясняет спешенным российским туристам, что их автомобили являются запрещенными к ввозу на территорию ЕС предметами, «которые приносят значительный доход России и тем самым позволяют РФ совершать действия, дестабилизирующие ситуацию на Украине». Туристы с сумками из багажника судорожно пытаются выяснить, как им добираться дальше. У кого-то через суд получилось вернуть свой автомобиль, кто-то так и остался на обочине. Что говорить, урок гостям дан предметный.
Блюстители порядка отметают очевидные аргументы: автомобили — частная собственность, которая ввозится в ЕС временно, на законных основаниях и не для продажи. Абсурдность трактовки пакета санкций на ограничение импорта из России заставила вспомнить о нарушении прав человека по национальному признаку. Но куда жаловаться на немцев? В ЕС? В сентябре Еврокомиссия под недремлющим оком Урсулы фон дер Ляйен подтвердила жесткую трактовку санкционного законодательства, в рамках которого россиянам закрыт въезд в страны Евросоюза на зарегистрированных в РФ автомобилях под предлогом их использования в личных, а не коммерческих целях. Любое перемещение такого имущества граждан РФ на территорию ЕС может теперь трактоваться как запрещенный импорт.
Под запрет попадают легковые автомобили и другие моторные транспортные средства вместимостью менее 10 человек, а также универсалы и гоночные автомобили. Представитель Еврокомиссии Балаш Уйвари утверждает: новых санкций против РФ не вводится, ЕК всего лишь разъясняет уже действующие меры. И вообще, странно, что ранее запрет на ввоз личного имущества россиян не касался. Это, видимо, была недоработка, упущение...
Можно, конечно, и дальше спорить с евробюрократами, доказывать, что на обороноспособность России пользование на территории ЕС автомобилем, мотоциклом или одеколоном никак не влияет. Озлобленный укорами в неэффективности санкций Брюссель под нажимом восточноевропейцев не признает никакой логики. Хотя...
Страны Евросоюза при решении о конфискации имущества россиян, попадающего под запрет на импорт, должны учитывать все обстоятельства, заявил представитель Еврокомиссии Даниэл Шеридан Ферри в ходе брифинга. Они не обязаны запрещать россиянам ввозить на свою территорию личные вещи, которые не имеют высокой стоимости и не являются предметами роскоши, сказано в сообщении ЕК. «Что касается конкретных действий, конкретных ситуаций, то именно государства несут ответственность за их реализацию», — умыли руки в Комиссии. При такой трактовке любой российский транспорт, вне зависимости от того, используется он в частных или коммерческих целях, может быть арестован. А остальное личное имущество — на усмотрение таможенника. А кто знает, с какой ноги он сегодня встал.
Еврокомиссия, помусолив проблему в аппарате, сочла, что российским гражданам при пересечении границ ЕС не нужно иметь с собой дорогие личные вещи. Легче было бы перечислить то, что можно возить с собой в пакете из универсама: пару ношеного белья, обмылок хозяйственного мыла и нитки без иголки. В списке же «запрещенки» — мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, чемоданы, косметика, изделия из кожи и меха, полудрагоценные камни, туалетная бумага, гели, шампуни, зубные пасты. Таможенные органы могут их изъять, а могут от щедрости души и оставить туристу.
Господин Ферри уклончиво напомнил, что это каждая страна ЕС сама решает, как исполнять санкции, разъяснение Еврокомиссии не носит юридически обязывающего характера. Это, мол, лишь рекомендации.
Традиционные направления российского туризма — Испания, Франция, Италия, Греция, и там пока никак не меняют сложившуюся практику досмотров. Туристов из России не раздевают до трусов из ивановского ситца и не лишают сумок «Гуччи», часов «Омега» и джинсов «Труссарди». Глава санкционного отдела МИД Финляндии Пиа Сариваара заверила, что въезд автомобилей с российской регистрацией в Финляндию по-прежнему разрешен, им не грозит конфискация. Венгры и австрийцы не обещают составлять акты на изъятие смартфонов. Но пример Германии, где у туристов продолжают отбирать автомобили из России, на ура принимают поляки, чехи и прибалты. А как еще они могут досадить России?
Странно, что у нас до сих пор раздаются голоса, призывающие обращаться с исками о нарушении прав россиян в Европейский суд. Смешно и затратно доказывать нарушение Хартии ЕС там, где легко и без колебаний конфискуют русские миллиарды. Ясно же, что Евросоюз надолго завинчивает болты на железном занавесе в центре Европы.
А в это время
Особую озабоченность эти новости из ЕС вызвали в Калининградской области. Как же теперь на машинах через Литву ездить в остальную Россию — и обратно? И литовские, и российские власти уверяют, что проблем быть не должно. Потому что на исключение из правил — на калининградский транзит — ужесточение пропускного режима не распространяется. Тем не менее в интернете уже появились рассказы калининградцев, чьи авто не пустили через границу. Мол, литовцы предложили им бросить машину в Белоруссии, а дальше — хоть пешком. Напомним, что Калининградская область граничит еще с Польшей. И туда, получается, на российском авто теперь лучше вообще не соваться?