Что же случилось, почему на представлении такого класса трибуны Большой спортивной арены оказались заполнены едва ли наполовину? Несоразмерная цена билетов? Да, сумма 25 тысяч рублей, безусловно, великовата для простого россиянина - но ведь так стоили места только в ВИП-зоне, куда пришли люди уровня Николая Баскова. Относительно же недорогие билеты по полторы тысячи имелись в продаже до самого последнего момента - всех пассажиров метро, выходящих со станции "Спортивная" вечером во вторник, буквально умоляли: слева по ходу от вас установлены передвижные кассы, подойдите к ним...
Публика не рвалась "на Мадонну" в основном по другой причине - уж очень много неразберихи было вокруг всего гастрольного предприятия. Концерт не единожды переносили, ходили слухи о его полной отмене - кому ж охота тратить кровные денежки, рискуя оказаться ни с чем!
Неразберихой в России мало кого удивишь, но тут случай особый. Какие же организационные провалы к ней привели? По мнению одного из опытных экспертов - президента информационного агентства "Интермедиа" Евгения Сафронова ошибку, возможно, изначально совершила сама Мадонна. Точнее, международная фирма Live Nation, которой менеджмент певицы поручил организовать ее нынешний мировой тур. Имеющая опыт работы на Западе, фирма слабо представляла себе специфику российского шоу-бизнеса. Вместо того чтобы обратиться к крупному, опытному российскому промоутеру - например, "САВ Энтертейнмент", успешно привозившему в страну большинство зарубежных звезд, в том числе сэра Пола Маккартни, Live Nation предпочла нанять сразу несколько относительно небольших российских фирм, поручив каждой из них свой участок работы.
Что именно произошло - трудно сказать, но есть сведения, что за право стать основным организатором московского концерта Мадонны иностранцы запросили с "САВ Энтертейнмент" от 4 до 5 миллионов долларов. Отечественная компания сочла эту сумму нереальной. Тогда Live Nation решила взяться за распахивание российской нивы самостоятельно. И, грубо говоря, не зная броду, полезла в воду. И уж кого нашла, того нашла. Вот так в качестве одной из субподрядных организаций появилась мало до того известная питерская фирма NCA. А заодно - ФГУП "Кремль", приглашенный для определения конкретной концертной площадки. К сожалению, эти компании подключились к делу довольно поздно. Например, "Кремль" еще только проводил согласование площадки с московскими властями, когда в продажу были выброшены билеты с грифом: 11 сентября, Воробьевы горы. Естественно, городское руководство, в первую очередь органы правопорядка выразили недовольство. ФГУП "Кремль", увидев, в какое сомнительное предприятие его втравили, не нашел ничего лучшего, чем срочно выйти из дела, чем породил лишь новую волну тревог...
Похоже, в этой ситуации полностью сохранила самообладание только сама Мадонна. Вопреки таблоидам, от нее не последовало ни одного официального заявления даже о малейшей возможности отмены шоу. Единственное, отчего она отказалась, видя царящий в стане наших организаторов хаос, так это идея привезти сюда своих детей и мужа.
Не "пролетела" ли певица, не добрав в "Лужниках" публики? Обычно в продюсерских компаниях такие сведения не разглашают. Но можно предположить, что если гостья и свела концы с концами, то еле-еле. Поскольку выручка при явившихся на стадион примерно 50 тысячах зрителей должна составить около двух миллионов долларов. А затраты на проведение подобного шоу составляют 2-3 миллиона, включая зарплаты членам команды, суточные и гостиничные, аренду зала, наконец вознаграждение самой исполнительнице... Вот, кстати, косвенное свидетельство того, что размер гонорара Мадонны (разумеется, являющийся коммерческой тайной) в нашей прессе оказался сильно завышенным - ей приписывали доход до 5 миллионов... Впрочем, не забудем, что у концерта был и мощный спонсор. По любому итоги российской поездки вряд ли будут восприняты певицей трагически. Ведь главные свои денежные поступления западные артисты имеют от продажи легальных дисков...
Ну и отдадим справедливость - непосредственно те, кто обслуживал шоу в "Лужниках", постарались сделать все на самом высоком уровне. Обещанные тысячи милиционеров и спецназовцев работали четко, притом корректно. Не зря публика после концерта наградила уходящих красивым строем солдат аплодисментами.
Даже работу метро московские власти продлили на час, что вообще-то случается только раз в году - в ночь на 1 января. А единственное имя, которое в своей благодарственной речи произнесла перед публикой Мадонна, было имя мэра Юрия Лужкова. Ну и главное - мне кажется, гостью не разочаровала публика, пусть не столь многочисленная, но очень горячая, вопреки настоящему осеннему холоду, уже пришедшему в эти дни в Москву. Думаю, Мадонна к нам еще вернется.