Россия переживает бум автомобилизации. По результатам опросов ВЦИОМа, 48% семей уже имеют машины (год назад таковых было 43%). Каждый девятый гражданин откладывает деньги, чтобы в ближайшие два года купить автомобиль. Причем подавляющее большинство (67%) твердо настроены на новую или хотя бы подержанную иномарку, остальные готовы рискнуть и связать свои будни с изделием отечественного автопрома.
Сейчас в России каждый день продается более 7,6 тысячи новых легковых машин, и, по прогнозу, к концу года этот парк вырастет на 2,8 млн. Подержанных, по прогнозам, прибавится почти вдвое больше — 4,5 млн. Получается, за год целый мегаполис покупает новые машины или по крайней мере меняет старые на новые.
Такой расклад неудивителен. По данным Левада-Центра, за последние 10 лет иномарки стали для россиян в 3,5 раза доступнее (раньше требовалось 176 средних зарплат, теперь лишь 42). Поскольку цены на жилье и участки под застройку росли гораздо быстрее, собственная квартира и коттедж для молодежи остаются непозволительной роскошью. А потому многие считают покупку автомобиля хорошим подарком к свадьбе и выгодным вложением личного капитала.
Насыщение российского рынка, согласно прогнозу Price-WaterhouseCoopers, наступит к 2025 году, когда средний годовой доход сограждан достигнет 25 тысяч долларов, а количество легковых транспортных средств на тысячу человек составит 400 единиц (сейчас у нас 265 автомобилей на тысячу жителей). Лишь тогда общее пополнение автопарка страны уравняется с количеством машин, отправляемых на переплавку.
А ездить некуда уже сейчас — особенно в Москве и других крупных городах. Плотность дорожной сети в России — 6 км на 1000 человек, это выше, чем в многолюдных Индии и Китае (2 км на 1000 человек), но значительно ниже, чем в США (14 км). А по качеству дорог в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия занимает 130-е место из 142, ниже Анголы, Киргизии и Таджикистана.
Результат шокирует: если в 2011 году расходы на дорожное строительство у нас составили 545 млрд рублей (официальные данные), то потери экономики из-за недостатка дорог и их отвратительного качества оказались в 9 раз больше — 4 трлн 912,7 млрд рублей (экспертная оценка Минтранса: 7–9% ВВП). Впрочем, как уже писал «Труд», эффективность автодорожных инвестиций в России многократно ниже, чем в Европе, Азии и обеих Америках. Дело не только в отсутствии опыта и суровом климате. Как считают независимые эксперты, не меньше половины дорожных денег разворовывается уже в момент их выделения.
Платим мы за это не только деньгами, но и человеческими жизнями. Счастье от обладания новым автомобилем моментально испаряется, как только колесо попадает в колдобину и машина летит в кювет. Статистика ДТП утверждает, что весной почти каждое шестое дорожно-транспортное происшествие случается из-за ужасного состояния отечественных трасс.
В этом году случился прецедент: впервые в российской практике Верховный суд РФ признал правомочными претензии обвиняемого в ДТП к дорожникам, из-за халтурной работы которых случилась авария и пострадали люди. Однако районные и городские суды продолжают в подобных случаях возлагать вину на автомобилистов, которые «должны на плохой дороге ехать с такой скоростью, чтобы успеть остановиться перед большой ямой». История также умалчивает о случаях привлечения к ответственности служб ГИБДД-ГАИ, обязанных следить за состоянием обслуживаемых дорог, требовать от местных властей содержать их в порядке. И так далее.
Но самая большая беда поджидает нас впереди — это катастрофический рост автохлама в самые ближайшие годы. На Дальнем Востоке, где автомобилизация населения за счет подержанных японских иномарок еще в нулевые годы достигла максимума, уже назревает экологическая катастрофа. Ибо цена массово завозимых сюда «японок секонд-хенд» копеечная, а предприятий по их переработке нет и не предвидится. И потому факты, когда при замене старой машины на более новую ненужный железный конь загоняется в ближайшие кусты или топится в соседнем озере, уже стали обыденной практикой.
Такое же будущее ожидает и остальную часть страны, если не принять срочных мер. Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что за всю историю отечественного автопрома на территории нашей страны было выпущено 81 950 470 автомобилей. Не менее четверти из них до сих пор бегают по российским дорогам или ржавеют под чьими-то заборами. Но теперь у нас ежегодно прибавляется и будет прибавляться как минимум по 3–4 млн машин, и по миллиону-полтора, а потом и поболее — выбывать из эксплуатации.
Заботы властей об этом автохламе пока сводятся лишь к планам взимания с автоторговцев или автовладельцев «платы за утилизацию» — неизвестно, в чей карман и на какие цели. Между тем эксперты утверждают, что рециклинг брошенных машин выгоден: стоимость процесса утилизации не превышает 2 тысячи рублей за штуку, а один лишь полученный металл можно продавать по 200–250 евро за тонну. Это опытным путем установили в Германии, где утилизация стала процветающим видом бизнеса. К сожалению, у нас в стране практически отсутствуют цивилизованные автосвалки, не говоря уже о современных предприятиях, способных переработать на вторсырье старую автолюбовь после того, как она окончательно заржавеет.
P. S. В аварийном порядке
Вчера подал в отставку и немедленно был уволен губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Он руководил областью с ноября 2009 года, а до того был замминистра транспорта России и президентом Российской академии транспорта. Увольнение совпало с обнародованием выводов Следственного комитета о расследовании ДТП под Екатеринбургом в декабре 2011 года с участием служебного Mercedes-S500 г-на Мишарина. В результате аварии погиб местный экскаваторщик Юрий Дружинин, ехавший по той же дороге на своей Volga Siber. Виновным в ДТП следствием признан водитель губернатора Дмитрий Черкасов. Он пытался обогнать машину сопровождения, которая, по его мнению, ехала слишком медленно, и вылетел на встречную полосу со скоростью 117 км в час. . Теперь Д. Черкасову грозит до пяти лет лишения свободы — за «нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека».
Г-н Мишарин, покидая должность губернатора, попросил прощения у жителей области: «Я прошу простить меня тех, чьи просьбы и чаяния мне не удалось выполнить за время моей работы». Не скажем за всех жителей, но автомобилисты в каждом российском регионе мечтают избавиться не только от плохих дорог, но и от машин с мигалками, для которых правила дорожного движения не писаны.