Он не стал уточнять, что это за сверхсекретное оружие. Напомним: впервые о нем сказал президент России Владимир Путин год назад при подведении итогов стратегической командно-штабной тренировки "Безопасность-2004". Тогда за два дня была проведена серия ракетных пусков с космодромов Плесецк, Байконур, с атомных подлодок и стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Судя по всему, на этих учениях и были проведены успешные испытания нового оружия. Президент тогда в общих чертах дал характеристику его боевым возможностям. По его словам, эти комплексы "будут в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине, с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу".
Понятно, что свои секреты военные раскрывать не собираются. Но можно высказать предположения. Уже несколько лет Ракетные войска стратегического назначения переоснащаются на современные комплексы шахтного базирования "Тополь М". В конце прошлого года на боевое дежурство заступил пятый полк этих ракет. В нынешнем году в строй должны встать первые мобильные комплексы "Тополей". Вероятно, речь может идти о новых образцах боеголовок. Их начали разрабатывать еще в начале 90-х, но из-за недостаточного финансирования работы были свернуты. С 2000 года расходы на гособоронзаказ постоянно росли, и это дало возможность возобновить программу. Она стала своего рода ответом на активные действия американцев по созданию национальной системы противоракетной обороны. Первые комплексы ПРО в прошлом году Вашингтон уже развернул в Калифорнии и на Аляске. Как считают эксперты, особенность новой боеголовки состоит в том, что просчитать ее траекторию практически невозможно: после входа с космической орбиты в атмосферу она выпускает крылья и может маневрировать в воздухе не хуже самолета.
Делая заявление о скором появлении нового ядерного оружия, Сергей Иванов подчеркнул, что оно не будет "направлено ни на какую страну в мире". Более того, он специально отметил, что Москва не намерена наращивать свой стратегический потенциал. Ставка делается не на количество, а на качество нового оружия. А оно впрямую зависит от финансирования. В прошлом году Минобороны совместно с другими силовыми ведомствами впервые разработало сразу четыре варианта госпрограммы вооружений на 2005 - 2015 годы. Какая из них будет принята, зависит от тех средств, которые государство сможет выделить на оборону в ближайшие 10 лет. По расчетам военных, потребности Минобороны расходятся с возможностями правительства примерно на 7 триллионов рублей. Сумма колоссальная. Насколько она обоснованна, предстоит оценить двум межведомственным комиссиям, одна из которых сформирована под руководством главы военного ведомства, вторая - руководителя Совета безопасности.