Пандемия больно ударила по всем сферам человеческой деятельности, но для культурных индустрий этот удар был жестче, чем для большинства остальных. Насколько он оказался суров и что предпринимать в дальнейшем? Этим вопросам был посвящен круглый стол «Культура и культурные индустрии в РФ–2020», организованный на минувшей неделе информационным агентством InterMedia.
Непосредственным поводом для встречи стал выход трехтомного интерактивного исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2020», проведенного агентством. В центре его внимания такие животрепещущие темы, как определение размеров финансового ущерба и связанные с этим финансовые, творческие и общественные проблемы; необходимость уточнения базовых понятий – таких как «креативные индустрии» и «культурные индустрии»; наконец, потенциал креативных индустрий в будущем – смогут ли они стать «новой нефтью», т.е. ресурсом для рывка общества вперед, и какие изменения законодательства для того нужны.
По словам руководителя работы, главного редактора InterMedia Евгения Сафронова, нынешний выпуск, продолжающий многолетнюю традицию ежегодных аналитических исследований агентства, появился в тяжелейшие для цивилизации и культуры дни. «Во всем мире рушатся целые культурные отрасли, разваливаются бизнес-модели, творцы и менеджеры оказываются в буквальном смысле на улице. Но именно поэтому мы считаем, что сейчас особенно важно объективное изучение реалий культурной отрасли».
Ситуация тяжелая, но объективный анализ поможет ее преодолеть, убежден главный редактор Евгений Сафронов
Прогноз на ближайшее время, по словам Сафронова, нерадостен – зрелищные, досуговые и другие офлайн-сегменты в предпринимательской части по итогам года сократятся в среднем в 2,5 раза, а наиболее пострадавшие, связанные именно со зрелищными мероприятиями, коллапсируют на 60–70%.
Докладчик напомнил о том, что в последние десятилетия во всем мире наблюдаются тектонические сдвиги в массовых культурных индустриях: постоянно сокращается количество проданных билетов в кинотеатры, обрушились показатели и в индустрии звукозаписи – и всё это на фоне постоянного роста потребления фильмов и музыки.
Но потребляется этот контент уже в других формах. Каких именно – рассказал ведущий эксперт InterMedia Павел Соломатин. Основная часть доходов сферы культуры, подчеркнул он, все последние годы формируется в области информационно-коммуникационных технологий. Так обстоят дела и в России, и за ее пределами: «Значительные доли здесь у аудиовизуального контента (кино, эфирное телевидение и др.), у архитектуры и туризма. Но самый большой рост показал сегмент легальных сервисов аудио – по данным, которыми располагает InterMedia, с 2018 по 2019 годы он вырос в нашей стране на 83,3%, достигнув 5,5 млрд руб. Легальные видеосервисы тоже быстро растут – на 65,7%. Сегмент уже достиг 41,2 млрд руб. Наоборот, сокращаются доходы от продажи физических носителей, рекламы в печатных СМИ и на ТВ».
Интернет-развлечениям пандемия помогла, а вот офлайн (концерты, спектакли и пр.) пострадал катастрофически
В исследовании впервые опубликован топ-300 крупнейших организаций, работающих в российской сфере культуры. Возглавляют рейтинг многопрофильные холдинги, в том числе созданные на базе крупнейших банков, четверка крупнейших телеком-операторов, ведущие интернет-браузеры и их структуры, медиахолдинги и пр.
Рейтинг подтвердил, что в культуре России бюджетное финансирование продолжает оставаться значимым – 61% организаций из списка действуют на основе господдержки. Участие государственных и особенно местных бюджетов приоритетно в таких сегментах, как музейное, библиотечное и театральное дело, дома и дворцы культуры, образование.
Заместитель главного редактора InterMedia Наталия Галиулова прогнозирует доходы в сфере культуры на 2020 год в размере чуть более 3 трлн рублей, что говорит вроде бы о не слишком большом уровне падения – минус 11% к 2019-му. Но на самом деле это падение распределено очень неравномерно: «Если разобраться детальнее, налицо коллапс предпринимательских сегментов в некоторых системообразующих отраслях – в первую очередь в зрелищных мероприятиях, кинопрокате, туризме, печатных медиа. При этом отрасли, работающие в цифровой среде, продолжают рост – среди них информационно-коммуникационные технологии, легальные аудио- и видеосервисы, платное ТВ. Продолжили увеличивать обороты, конечно же, и пиратские ресурсы».
Создатели и партнеры компании «Event-юристы» Татьяна и Андрей Петровские, рассказывая о втором томе исследования «Законодательство», обратили внимание на огромное количество запутанных, противоречивых и устаревших норм. Например, до сих пор действуют некоторые акты Совнаркома 1927 года: «Особенно болезненной как для организаторов, так и для творцов, была и остается правовая неопределенность в период пандемии. Совершенствование законов – абсолютная необходимость для культурных индустрий, без этого выровнять ситуацию практически невозможно».
Советник Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Семенова исследовала роль нематериальных активов в экономике Российский Федерации и была вынуждена констатировать отставание России по этому показателю от развитых стран, а также недоработки в законодательстве, препятствующие прогрессу.
Исполнительный директор Ассоциации концертных, театральных и билетных организаторов Владимир Зубицкий сообщил, что концертная индустрия сейчас работает примерно на 5%. Спикер предпочитает официальное закрытие отрасли (с выплатой соответствующих компенсаций) постоянной чехарде с отменами, ограничениями и запретами. 10 млн билетов на отмененные концерты сейчас на руках у зрителей, а перенесенные на 2021 год концерты с таким же успехом могут переместиться и на 2022-й.
Генеральный директор Гильдии продюсеров России Анна Егорова сообщила о том, что «доля кинотеатральных показов в доходах кинопроизводителей – самая большая, поэтому после введения ограничений производители киноконтента понесли большие финансовые потери, как и владельцы кинотеатров. При этом съемки многих кинопроектов были остановлены или отменены».
В дискуссии также приняли участие генеральный директор промоутерской компании Attack Concert Артем Горный, омбудсмен по креативным индустриям Москвы Светлана Панарина, журналисты, представители научного и юридического сообществ. Модератором дискуссии стала заместитель редактора отдела культуры «Российской газеты» Инга Бугулова.
Агентство готово и к дальнейшему изучению темы. Все замечания и предложения, а также заявки на получение итоговой версии исследования по результатам 2020 года (она выйдет в третьем квартале 2021 года) InterMedia просит направлять на research@intermedia.ru.