Сегодня, спустя год, большинству граждан Украины, в том числе и тем, кто тогда был на майдане, очевидно: новая власть не смогла решить экономические проблемы, снизить безработицу, повысить уровень жизни большинства населения, преодолеть разрыв между богатыми и бедными. Очевидно, новые политические элиты ничуть не меньше подвержены коррупции, чем прежние. Более того, на Украине, бывшей всесоюзной житнице, население, как в начале 90-х годов, будет испытывать перебои с мукой и сахаром, а украинские рабочие в поисках заработка по-прежнему едут в Москву, а не в Киев.
Итог закономерен. "Цветные революции" стали своеобразным символом "площадной" демократии, насаждаемой западными "цветоводами" в странах молодых демократий, не окрепших экономически и политически. Думается, однако, что прагматичные западные политики встречали годовщину киевских событий совсем с иным настроем. Ведь для них "бархатные революции" в Грузии, на Украине - средство для реализации собственных стратегических проектов на постсоветском пространстве. В отличие от тысяч простых людей, чьи надежды оказались обмануты, их цель - кардинальная смена власти, стремление привести к руководству на Украине лояльных Западу политиков, включить страну в орбиту своего прямого политического влияния. Эта цель, похоже, достигнута.
"Цветные революции", как правило, приурочены к выборам. В этот период недоверие к власти, копившееся десятилетиями, проявляется наиболее концентрированно, а политическая система общества наиболее уязвима. Авторитет президента в такой ситуации определяет многое. Когда гарант конституции владеет внутренней ситуацией в стране, адекватно реагирует на проявления насилия, беззакония, нарушения правопорядка, - тогда основная масса населения ощущает стабильность и нет оснований для ее подрыва. Когда этого нет - вступают в силу "майданные" технологии.
Что является основным мотивом для "разогрева" митингующих масс? Этот вопрос задают многие политики. Отсутствие идеологии? Национальной идеи? Экономическая нестабильность и социальная незащищенность? Думаю, первопричина - в экономике и нерешенных социальных проблемах. Социальные сложности и противоречия служат естественным горючим материалом для запуска "цветных проектов". Причем проблемы эти искусственно обостряются, доводятся до точки кипения. Сначала пестуется оппозиция, из второго эшелона прежней постсоветской номенклатуры выращиваются "протестные" кадры. Затем умело создается кризисная ситуация, как правило, в период подведения итогов голосования. И отнюдь не случайно "цветные революции" как бы приурочены к истечению полномочий действующего президента. В этот период легче раскачать страну, подорвать доверие к правоохранительным органам, вызвать паралич власти. Далее - массовые волнения, захват контроля над парламентом, телеканалами, местными администрациями и триумфальная, бархатная смена режима. После вскрытия "гнойного пузыря" к власти приходят люди, активно проявившие себя в протестных рядах. Но потом выясняется, что бунтарский дух - лишь прикрытие их собственных меркантильных интересов, никак не согласующихся с интересами обделенного населения.
Революционный порыв многих оппозиционеров отнюдь не бескорыстен. Он хорошо оплачивается из бюджетов стран, объявивших себя образцом демократии и соблюдения прав человека. Западный налогоплательщик, сам того не ведая, выкладывает из своего кармана кругленькую сумму на поддержку "цветных режимов" и оппозиционных политиков. Но для Запада игра стоит свеч. Геополитическая цель - создание между Россией и Западом (от Балтики до Закавказья) "санитарного кордона" из государств, стремящихся вступить в НАТО и Европейский союз. Кордона, нивелирующего естественные географические преимущества России как зоны важнейших транспортных коммуникаций, экспорта нефти и газа. И вот уже мы видим в Киеве целый букет лидеров "цветных" государств, которые вырабатывают общую программу действий.
Но вот парадокс: на фоне таких "революций" под натиском вызовов западному миру размываются границы и формы старой демократии. Теракты в США и Европе выявили зыбкость существующего уклада, образа жизни. Те, кто еще вчера учил нас защите прав человека, сегодня готовы вводить цензуру, поощрять доносительство, обыскивать, раздевая чуть ли не донага всех прибывающих к ним, даже дипломатов. Последние события во Франции показали беспомощность властей перед протестной стихией. Происходит отторжение демократических стандартов как не согласующихся с реальным жизненным опытом.
В странах СНГ у населения много поводов для выражения недовольства. После распада СССР появилось столько проблем, что справиться с ними непросто. Российские политики должны работать с ближним зарубежьем по-новому. Учиться взаимодействовать и договариваться и с властью, и с оппозиционными деятелями. Думаю, стоит перенимать и у Запада некоторые его технологии. Необходима гуманитарная поддержка пророссийской политики в странах СНГ и Балтии. Следует активнее использовать русскоязычную диаспору в странах ближнего зарубежья. И делать ставку не на уходящие фигуры, а на новое перспективное поколение политиков. И, наконец, не следует стесняться проявлений жесткости в экономических спорах, если того требуют наши национальные интересы.
Украина и Россия обречены быть вместе. Разорвать наши связи - культурные, экономические, региональные - не под силу даже самым искушенным бизнесменам от политики. Надо набраться терпения и, преодолевая трудности, последовательно двигаться к решению общих вопросов. Иного не дано.