Главная Культура 00:01 14 Октября 2022 8379
Валдис Пельш: Стараюсь сделать людей хоть немного добрее

Телеведущий рассказал о новой музыкальной программе «Поем на кухне всей страной»

Александр Славуцкий
В этой передаче Валдис – не просто ведущий, но настоящая душа компании. Фото предоставлены Первым каналом

На Первом канале стартовала музыкальная программа «Поем на кухне всей страной». В отличие от вошедших в последнее время в моду музыкальных шоу с переодеванием, аватарами и прочими фокусами, оставляющими музыку на заднем плане, здесь в центре внимания — сами песни. Причем именно те, что любимы в народе настолько, что люди готовы их не только слушать, но и сами петь. Правда, порой — в довольно неожиданных интерпретациях, степень убедительности которых предстоит определить жюри в составе Светланы Крючковой, Александра Семчева, Анатолия Журавлёва, Жана Милимерова и Карины Андоленко. А ведет эту программу неизменно обаятельный, жизнерадостный и непререкаемо авторитетный в области популярной музыки Валдис Пельш.

— Валдис, у вас огромный опыт ведения музыкальных эфиров. В чем, считаете, главная примета нового шоу?

— Тут есть одна дорогая для меня особенность, уже много лет отсутствующая, например, в программе «Угадай мелодию»: участие обычных, не знаменитых людей. Это дает совершенно иные эмоции. Здесь намного больше искренности, естественности, честности.

— Насколько ко времени эта программа — так ли уж распространены сейчас кухонные посиделки с пением?

— Может, такие встречи и не так популярны, как во времена наших бабушек-дедушек, но все равно остаются частью нашей жизни. Дело ведь не в конкретной локации — в конце концов, возможно, вас на кухню не пускает ваш личный повар (смеется), или вы, как человек эпохи конструктивизма (помните, была такая в нашей истории), питаетесь в специальных столовых. Но кухня в массовом сознании — по-прежнему место дружеского общения, веселой болтовни и, конечно, песен. У нас в кадре вы не увидите плиты или вытяжки, зато есть стол. Ведь именно садясь за него, люди зачастую испытывают потребность запеть.

— По себе знаете?

— Конечно! На гастролях со студенческим театром МГУ такое происходило постоянно. Правда, у нас это называлось не «споем», а «пойдем песни орать». И это происходило не только на кухнях — могло быть в поезде, в гостинице, у костра... Мне кажется, желание запеть свойственно любой нормальной компании независимо от эпохи. Кстати, даже немного горжусь, что это мое было предложение: называть группы участников программы не командами, а компаниями. Ну кто же, собираясь на кухне, называет себя командой?

Ради поддержания духа компаний ведущему и сплясать не грех

— Но я-то, задавая свой вопрос, имел в виду, что время сейчас не очень подходящее для пения.

— Пересмотрите фильм «В бой идут одни «старики» — там об этом все сказано. Мне не кажется, что времена можно разделить на те, когда уместно петь, и когда следует молчать. На фоне любых, самых драматических событий люди продолжают влюбляться, создавать семьи, встречаться с друзьями, общаться. И, конечно же, петь песни.

Программа наша, считаю, не столько развлекательная, сколько душевная. Очень нужная сегодня в эфире: нельзя же показывать только новости и политические шоу, от этого жизнь становится невыносимой.

— Интересно, какие песни пели на кухнях во времена вашей молодости?

— Период моего студенчества — это прежде всего Цой. Например, «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Конечно же, «Аквариум» — «Сидя на красивом холме».

— А «Алиса»?

— Нет, я не был поклонником Кинчева, мы с друзьями больше предпочитали «Пикник», «Машину времени», «Звуки Му». А те, кто постарше, налегали на репертуар КСП, бардовскую песню — кстати, имеющую и сейчас большое количество адептов, это отдельный менталитет.

— А в моей молодости был знаменит бардовский дуэт «Иваси» с Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Из вашего, кстати, студенческого театра МГУ. Вы знакомы?

— Не просто знакомы — они руководили музыкальной студией при этом театре. Вы правы, это замечательные и до сих пор любимые барды. Недавно у них был концерт в одном из крупнейших залов столицы, так все билеты разлетелись за час. Правда, мы очень давно не виделись. Но думаю, если бы Гоша или Леша набрали меня или я кого-нибудь из них, мы бы говорили так, будто расстались вчера. Начали бы с вопроса: «Ну как ты прожил эти годы?»

— А сегодня появляются песни, которые можно петь в компаниях? По моему ощущению, они пропали.

— Не стоит так драматизировать. Я слежу за мутациями вкусов своих детей, и они в конце концов приходят, как мне кажется, к правильной музыке. Может быть, она не сиюминутная в прямом смысле, но, например, песни Валерия Меладзе для меня — несомненно, музыка нашего времени, хоть и написанная 10–20 лет назад.

Просто музыкальная индустрия сегодня такова, что появляется очень много песен, чей жизненный срок короток, как у бабочек-однодневок: они быстро создаются, запускаются в ротацию, достигают определенного количества просмотров и прослушиваний — и столь же быстро забываются. Во многом это происходит от стремления унифицировать творчество. Раньше, например, не использовались готовые ритмические блоки или запрограммированные способы аранжировки, песни были в гораздо большей степени «хэндмейд». Хотя и тогда хватало артистов, которые появлялись на эстраде с одной песней и с нею же исчезали. Просто сейчас таких примеров больше, поскольку гораздо легче выходить со своей музыкой на аудиторию. Но и стоящие вещи неизбежно будут появляться. У нас, в Белоруссии, в Казахстане, в США... Настоящий хит интернационален. Вы думаете, только западные вещи могут покорить планету? Ничуть — сейчас это слегка подзабылось, но качество отечественной эстрады некогда было таково, что очень многие песни перепевались западниками и становились там хитами.

Кто сказал, что русские песни интересны только русским?

— Прозвучат ли в программе песни «Несчастного случая» — группы, к которой вы имеете прямое отношение?

— Репертуар определяют сами участники программы, чьи выступления нередко становятся полной неожиданностью. Вы, например, можете себе представить, как хор Спасо-Евфимиева монастыря из Суздаля исполняет «Плесните колдовства...» Тухманова на стихи Рубальской? И я не мог, пока не услышал. В этом, собственно, и состоит главная идея проекта: показать, насколько талантливы наши люди, какие творческие силы в них таятся.

— Поскольку речь о жанре застольного пения, не могу не спросить, позволяют ли себе участники застолья знаменитое проверенное средство для того, чтобы душа запела, а голос зазвенел?

— Понимаю, о чем вы. Единого рецепта тут нет. Все зависит от конкретной компании. В какой-то и литра на столе мало, а в иной хватит и по рюмочке. Вообще-то атмосферу создает много обстоятельств. То, что мы показываем в программе, — лишь возможные варианты, рецепты, как людям спеться. А вы можете придумать свой способ. Более того, телезрителям будет предложен эксперимент, в котором мы действительно попробуем записать песню вместе со всей страной.

Иные интерпретации приводят в изумление даже опытное жюри

— Как это?

— Не будем забегать вперед — все увидите сами. Ведь не просите же вы меня заранее назвать, кто победит в шоу и кому достанется приз в 3 млн рублей.

— Вы ведь имеете отношение ко множеству других телевизионных проектов. Не могу забыть, например, ваш рассказ о съемках документального фильма «Большой белый танец», в ходе которых вы встретились с большой белой акулой. Страшно было даже слушать...

— Ну, реальный риск мы старались свести к минимуму. Прежде всего постарались досконально изучить повадки акул, чье нападение крайне маловероятно, если человек ведет себя правильно. На самом деле встреча с бездомной собакой где-нибудь на городском пустыре может привести гораздо к более плачевному исходу. На уважительное отношение акулы ответили нам тем же: вели себя исключительно дружелюбно. Хотя и острые моменты были. Так, на глубине 30 метров прямо на нас с механиком-водителем вдруг пошла одна акула, свернув в сторону лишь в полутора метрах от моего лица. Сердце, конечно, сжалось, но получилась потрясающая съемка.

Сейчас, к сожалению, организовывать подобные экспедиции намного сложнее и дороже. Но яркие сюжеты все равно возможны, и необязательно они таятся в морской глуби. Например, у нас в работе фильм о русском авангардном искусстве. Признаюсь, для меня этот материал во многом стал открытием.

— От акул — к авангарду? Интересные виражи. Теперь понимаю, почему в начале нашего разговора вы вспомнили о конструктивизме.

— Нет, то совсем иное. Архитектурный конструктивизм воплотил мечту большевиков об экспансии на весь мир. Не зря этот стиль, зародившийся в СССР в 1920–1930-е годы, подчинил себе планету. Но авангард ничего не завоевывал. Наоборот, это направление в искусстве существовало в нашей стране как бы параллельно ее «основной» действительности и скоро попало в число гонимых. Произведения авангардистов рекомендовали убрать в запасники музеев, а потом и вовсе от них избавиться. Русский и мировой авангард долгое время развивались изолированно друг от друга. Некоторые произведения лишь чудом дожили до наших дней. Случалось, куском фанеры затыкали выбитое чердачное окно — а это была картина, которой потом восхищались миллионы. Когда в 1980-х в Америке состоялась первая выставка русского авангарда, вывезенного легендарным коллекционером Георгием Костаки, американские специалисты сказали, что перед ними раскрылся колоссальный пласт культуры и теперь необходимо переписывать историю мирового искусства ХХ века... Тут действительно такие глубины открываются, что акулы позавидуют!

— Вы как-то сказали, что главная идея, с которой выходили в эфир телевизионщики 90-х — сделать мир лучше, — давно забылась, теперь здесь только зарабатывают деньги. Вы по-прежнему придерживаетесь этого грустного вывода?

— Каждый занимается своим делом. Я создаю фильмы и программы с той самой, может быть, не вполне модной сегодня мыслью. Стараюсь рассказать людям что-то интересное, сделать их хоть немного добрее.

Три десятилетия в эфире не разубедили Валдиса в том, что настоящее телевидение делают идеалисты

Но немало моих коллег ежедневно стреляют себе в ногу, создавая низкопробный и бессмысленный контент, о котором уже назавтра никто не вспомнит. Знаете такое выражение: «Мама, мама, зачем я вчера столько пил?» После просмотра некоторых телепрограмм — а я должен их смотреть как профессионал — хочется воскликнуть: «Мама, мама, зачем я тратил время на эту гадость?» Но при этом уверен, что телевидение по-прежнему держится на идеалистах, стремящихся сделать мир лучше. Таких людей и программ мало, но они есть.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?