Главная Культура 00:01 14 Октября 2022 8515
Валдис Пельш: Стараюсь сделать людей хоть немного добрее

Телеведущий рассказал о новой музыкальной программе «Поем на кухне всей страной»

Александр Славуцкий
В этой передаче Валдис – не просто ведущий, но настоящая душа компании. Фото предоставлены Первым каналом

На Первом канале стартовала музыкальная программа «Поем на кухне всей страной». В отличие от вошедших в последнее время в моду музыкальных шоу с переодеванием, аватарами и прочими фокусами, оставляющими музыку на заднем плане, здесь в центре внимания — сами песни. Причем именно те, что любимы в народе настолько, что люди готовы их не только слушать, но и сами петь. Правда, порой — в довольно неожиданных интерпретациях, степень убедительности которых предстоит определить жюри в составе Светланы Крючковой, Александра Семчева, Анатолия Журавлёва, Жана Милимерова и Карины Андоленко. А ведет эту программу неизменно обаятельный, жизнерадостный и непререкаемо авторитетный в области популярной музыки Валдис Пельш.

— Валдис, у вас огромный опыт ведения музыкальных эфиров. В чем, считаете, главная примета нового шоу?

— Тут есть одна дорогая для меня особенность, уже много лет отсутствующая, например, в программе «Угадай мелодию»: участие обычных, не знаменитых людей. Это дает совершенно иные эмоции. Здесь намного больше искренности, естественности, честности.

— Насколько ко времени эта программа — так ли уж распространены сейчас кухонные посиделки с пением?

— Может, такие встречи и не так популярны, как во времена наших бабушек-дедушек, но все равно остаются частью нашей жизни. Дело ведь не в конкретной локации — в конце концов, возможно, вас на кухню не пускает ваш личный повар (смеется), или вы, как человек эпохи конструктивизма (помните, была такая в нашей истории), питаетесь в специальных столовых. Но кухня в массовом сознании — по-прежнему место дружеского общения, веселой болтовни и, конечно, песен. У нас в кадре вы не увидите плиты или вытяжки, зато есть стол. Ведь именно садясь за него, люди зачастую испытывают потребность запеть.

— По себе знаете?

— Конечно! На гастролях со студенческим театром МГУ такое происходило постоянно. Правда, у нас это называлось не «споем», а «пойдем песни орать». И это происходило не только на кухнях — могло быть в поезде, в гостинице, у костра... Мне кажется, желание запеть свойственно любой нормальной компании независимо от эпохи. Кстати, даже немного горжусь, что это мое было предложение: называть группы участников программы не командами, а компаниями. Ну кто же, собираясь на кухне, называет себя командой?

Ради поддержания духа компаний ведущему и сплясать не грех

— Но я-то, задавая свой вопрос, имел в виду, что время сейчас не очень подходящее для пения.

— Пересмотрите фильм «В бой идут одни «старики» — там об этом все сказано. Мне не кажется, что времена можно разделить на те, когда уместно петь, и когда следует молчать. На фоне любых, самых драматических событий люди продолжают влюбляться, создавать семьи, встречаться с друзьями, общаться. И, конечно же, петь песни.

Программа наша, считаю, не столько развлекательная, сколько душевная. Очень нужная сегодня в эфире: нельзя же показывать только новости и политические шоу, от этого жизнь становится невыносимой.

— Интересно, какие песни пели на кухнях во времена вашей молодости?

— Период моего студенчества — это прежде всего Цой. Например, «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Конечно же, «Аквариум» — «Сидя на красивом холме».

— А «Алиса»?

— Нет, я не был поклонником Кинчева, мы с друзьями больше предпочитали «Пикник», «Машину времени», «Звуки Му». А те, кто постарше, налегали на репертуар КСП, бардовскую песню — кстати, имеющую и сейчас большое количество адептов, это отдельный менталитет.

— А в моей молодости был знаменит бардовский дуэт «Иваси» с Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Из вашего, кстати, студенческого театра МГУ. Вы знакомы?

— Не просто знакомы — они руководили музыкальной студией при этом театре. Вы правы, это замечательные и до сих пор любимые барды. Недавно у них был концерт в одном из крупнейших залов столицы, так все билеты разлетелись за час. Правда, мы очень давно не виделись. Но думаю, если бы Гоша или Леша набрали меня или я кого-нибудь из них, мы бы говорили так, будто расстались вчера. Начали бы с вопроса: «Ну как ты прожил эти годы?»

— А сегодня появляются песни, которые можно петь в компаниях? По моему ощущению, они пропали.

— Не стоит так драматизировать. Я слежу за мутациями вкусов своих детей, и они в конце концов приходят, как мне кажется, к правильной музыке. Может быть, она не сиюминутная в прямом смысле, но, например, песни Валерия Меладзе для меня — несомненно, музыка нашего времени, хоть и написанная 10–20 лет назад.

Просто музыкальная индустрия сегодня такова, что появляется очень много песен, чей жизненный срок короток, как у бабочек-однодневок: они быстро создаются, запускаются в ротацию, достигают определенного количества просмотров и прослушиваний — и столь же быстро забываются. Во многом это происходит от стремления унифицировать творчество. Раньше, например, не использовались готовые ритмические блоки или запрограммированные способы аранжировки, песни были в гораздо большей степени «хэндмейд». Хотя и тогда хватало артистов, которые появлялись на эстраде с одной песней и с нею же исчезали. Просто сейчас таких примеров больше, поскольку гораздо легче выходить со своей музыкой на аудиторию. Но и стоящие вещи неизбежно будут появляться. У нас, в Белоруссии, в Казахстане, в США... Настоящий хит интернационален. Вы думаете, только западные вещи могут покорить планету? Ничуть — сейчас это слегка подзабылось, но качество отечественной эстрады некогда было таково, что очень многие песни перепевались западниками и становились там хитами.

Кто сказал, что русские песни интересны только русским?

— Прозвучат ли в программе песни «Несчастного случая» — группы, к которой вы имеете прямое отношение?

— Репертуар определяют сами участники программы, чьи выступления нередко становятся полной неожиданностью. Вы, например, можете себе представить, как хор Спасо-Евфимиева монастыря из Суздаля исполняет «Плесните колдовства...» Тухманова на стихи Рубальской? И я не мог, пока не услышал. В этом, собственно, и состоит главная идея проекта: показать, насколько талантливы наши люди, какие творческие силы в них таятся.

— Поскольку речь о жанре застольного пения, не могу не спросить, позволяют ли себе участники застолья знаменитое проверенное средство для того, чтобы душа запела, а голос зазвенел?

— Понимаю, о чем вы. Единого рецепта тут нет. Все зависит от конкретной компании. В какой-то и литра на столе мало, а в иной хватит и по рюмочке. Вообще-то атмосферу создает много обстоятельств. То, что мы показываем в программе, — лишь возможные варианты, рецепты, как людям спеться. А вы можете придумать свой способ. Более того, телезрителям будет предложен эксперимент, в котором мы действительно попробуем записать песню вместе со всей страной.

Иные интерпретации приводят в изумление даже опытное жюри

— Как это?

— Не будем забегать вперед — все увидите сами. Ведь не просите же вы меня заранее назвать, кто победит в шоу и кому достанется приз в 3 млн рублей.

— Вы ведь имеете отношение ко множеству других телевизионных проектов. Не могу забыть, например, ваш рассказ о съемках документального фильма «Большой белый танец», в ходе которых вы встретились с большой белой акулой. Страшно было даже слушать...

— Ну, реальный риск мы старались свести к минимуму. Прежде всего постарались досконально изучить повадки акул, чье нападение крайне маловероятно, если человек ведет себя правильно. На самом деле встреча с бездомной собакой где-нибудь на городском пустыре может привести гораздо к более плачевному исходу. На уважительное отношение акулы ответили нам тем же: вели себя исключительно дружелюбно. Хотя и острые моменты были. Так, на глубине 30 метров прямо на нас с механиком-водителем вдруг пошла одна акула, свернув в сторону лишь в полутора метрах от моего лица. Сердце, конечно, сжалось, но получилась потрясающая съемка.

Сейчас, к сожалению, организовывать подобные экспедиции намного сложнее и дороже. Но яркие сюжеты все равно возможны, и необязательно они таятся в морской глуби. Например, у нас в работе фильм о русском авангардном искусстве. Признаюсь, для меня этот материал во многом стал открытием.

— От акул — к авангарду? Интересные виражи. Теперь понимаю, почему в начале нашего разговора вы вспомнили о конструктивизме.

— Нет, то совсем иное. Архитектурный конструктивизм воплотил мечту большевиков об экспансии на весь мир. Не зря этот стиль, зародившийся в СССР в 1920–1930-е годы, подчинил себе планету. Но авангард ничего не завоевывал. Наоборот, это направление в искусстве существовало в нашей стране как бы параллельно ее «основной» действительности и скоро попало в число гонимых. Произведения авангардистов рекомендовали убрать в запасники музеев, а потом и вовсе от них избавиться. Русский и мировой авангард долгое время развивались изолированно друг от друга. Некоторые произведения лишь чудом дожили до наших дней. Случалось, куском фанеры затыкали выбитое чердачное окно — а это была картина, которой потом восхищались миллионы. Когда в 1980-х в Америке состоялась первая выставка русского авангарда, вывезенного легендарным коллекционером Георгием Костаки, американские специалисты сказали, что перед ними раскрылся колоссальный пласт культуры и теперь необходимо переписывать историю мирового искусства ХХ века... Тут действительно такие глубины открываются, что акулы позавидуют!

— Вы как-то сказали, что главная идея, с которой выходили в эфир телевизионщики 90-х — сделать мир лучше, — давно забылась, теперь здесь только зарабатывают деньги. Вы по-прежнему придерживаетесь этого грустного вывода?

— Каждый занимается своим делом. Я создаю фильмы и программы с той самой, может быть, не вполне модной сегодня мыслью. Стараюсь рассказать людям что-то интересное, сделать их хоть немного добрее.

Три десятилетия в эфире не разубедили Валдиса в том, что настоящее телевидение делают идеалисты

Но немало моих коллег ежедневно стреляют себе в ногу, создавая низкопробный и бессмысленный контент, о котором уже назавтра никто не вспомнит. Знаете такое выражение: «Мама, мама, зачем я вчера столько пил?» После просмотра некоторых телепрограмм — а я должен их смотреть как профессионал — хочется воскликнуть: «Мама, мама, зачем я тратил время на эту гадость?» Но при этом уверен, что телевидение по-прежнему держится на идеалистах, стремящихся сделать мир лучше. Таких людей и программ мало, но они есть.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5846
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5505
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...