Темой обсуждения стало снижение курса акций авиаперевозчика и меры, необходимые для преодоления сложившейся ситуации.
К вечеру четверга, по итогам торгов на Московской бирже, бумаги «Аэрофлота» потеряли 9,8% своей стоимости и котировались на уровне 52,8 рубля, озвучили на встрече. Собравшимся предстояло определиться с причинами, а также тактикой ответных мер. По мнению аналитиков, события на бирже стали результатом сочетания двух серьезных факторов. Во-первых, имеет место общее падение рынка, к пятнице достигшего минимальных показателей с осени 2009 года. Заметно снизились, например, акции энергетических и металлургических компаний: бумаги «Интер РАО» подешевели на 11%, «Мечел» — на 10%, а «Северстали» — на 9,8%. Эта рецессия, затронувшая практически все сектора, объясняет обесценивание акций авиаперевозчика как минимум наполовину.
Ответственность за вторую половину снижения курса эксперты возлагают на российских чиновников. Их не всегда продуманные и своевременные инициативы относительно отмены бронирования билетов или обвинения авиаперевозчиков в картельном сговоре добавляют рынку нервозности и отнюдь не способствуют стабилизации биржевых индикаторов.
Напомним, что в конце февраля нынешнего года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что перевозчики реализуют билеты по завышенной цене, а действующие принципы бронирования, при которых чем ближе день вылета, тем дороже билет, не позволяют уменьшить их стоимость. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше», — заявил тогда глава ФАС.
Инициатива антимонопольщиков не встретила понимания ни у авиакомпаний, ни среди экспертов. «Предложение ФАС полностью противоречит мировой практике и практике, сложившейся в других видах бизнеса», — заявил глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Отмена системы бронирования может вообще уничтожить всю систему авиаперевозок, предупредил он. «Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным. Дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении», — пояснил эксперт.
В свою очередь генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов признался, что ни разу не слышал, чтобы в какой-либо стране регулятор вносил подобные предложения. «Система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше. Такая вот формула справедливости», — напомнил он.
Получается, что как бы не старалась команда «Аэрофлота», как бы не стремились они повысить продажи, внедрить гибкое ценообразование на билеты, заинтересовать пассажиров специальными акциями, все эти усилия сводятся на нет действиями российских чиновников. Достаточно одного заявления главы ФАС, чтобы покачнуть курс акций. Казалось бы, чиновники, как представители государства, должны быть заинтересованы в поддержке компании с госучастием, которой является «Аэрофлот». Но сегодня они почему-то больше вредят, чем помогают.
Возможно, очередной биржевый обвал, спровоцированный безответственными действиями некоторых госслужащих, станет причиной для того, чтобы принять давно назревшие меры в этой сфере.