Самый неоднозначный из них, безусловно, - законопроект, связанный с отменой ряда отсрочек от призыва.
Как сообщили "Труду" в Комитете Госдумы по обороне, к ним законопроект еще не поступал и ждут его не раньше чем через месяц. Согласительная комиссия из представителей заинтересованных ведомств только начинает работу, причем дебаты обещают быть достаточно бурными. По крайней мере в военном ведомстве тем вариантом, который сейчас готовится в правительстве, явно не удовлетворены. В каких кабинетах первоначальный вариант претерпел ряд неприемлемых для Минобороны изменений (головного разработчика законопроекта), остается загадкой. Но факт: из здания на Арбате в Белый дом ушли довольно серьезные поправки к законопроекту. Их содержание пока держится в тайне. На вопрос, в чем их суть, наш собеседник в Генштабе ответил по военному лаконично: они в том, чтобы, соблюдая законные права граждан, обеспечить к 2008 году полную укомплектованность армии. Стало быть, нынешний вариант законопроекта, по расчетам Генштаба, этого не обеспечивает. А значит, скорее всего, военные будут настаивать на более жестком варианте. Всего к 2008 году, когда закон должен вступить в силу, количество отсрочек, судя по всему, сократится примерно на треть.
Интересно, как поведут себя в этой ситуации другие заинтересованные ведомства? По всей логике, руководству Минобрнауки не должно понравиться, если в солдаты пойдут сельские учителя. В глубинке в школах и так "по полтора мужика", да и те, как правило, работают или физруками, или преподавателями труда. У Минсоцздравразвития тоже могут возникнуть вопросы, если в армию будут забирать сельских врачей - они в деревнях наперечет.
Поэтому сейчас трудно сказать, какие отсрочки попадут под секвестр. Студенты очных факультетов вузов точно больше могут не митинговать - их трогать не станут. А вот те, как утверждают некоторые источники, кто после выпуска из института попал на режимное предприятие, входящее в специальный правительственный перечень, теперь, скорее всего, получат повестку. Планируется призывать граждан, проходящих службу в органах МВД, уголовно-исполнительной системы, по контролю за незаконным оборотом наркотиков, противопожарной службе и в таможне. В том числе и тех, кто получает образование в учебных заведениях этих структур и даже после их окончания получил специальные звания. То есть стал лейтенантом, допустим, в Федеральной службе по наркоконтролю, а в армию пойдет рядовым.
Это так называемые профессиональные отсрочки, которым грозит сокращение. Но то же самое грозит и некоторым социальным отсрочкам. Не исключено, что их лишатся те, кто занят постоянным уходом за близкими родственниками - инвалидами первой и второй групп либо пенсионерами, которым за 60; юноши, имеющие ребенка до трех лет, и те, чья жена только ждет ребенка. Впрочем, у Минобороны свои резоны. Оно оперирует цифрами. По всем этим основаниям отсрочки сейчас получают более 350 тысяч человек, из которых более 160 тысяч могли бы пойти служить. Это как раз тот резерв, который военному ведомству необходим к 2008 году, чтобы избежать некомплекта. Но проблема эта настолько сложна и болезненна для общества, что решать ее надо с помощью очень тонких инструментов, а не механическим отсечением нескольких пунктов из закона "О воинской обязанности и военной службе".