В России готовится принудительное страхование от стихийных бедствий. Обязательное страхование личного имущества в России запрещено Гражданским кодексом. В мире оно имеется лишь в трех странах: Исландии, Румынии и Турции. Однако после нынешних масштабных наводнений на Дальнем Востоке, где только на восстановление и строительство жилья потребуется как минимум 13,9 млрд рублей, федеральная власть задумалась о вариантах экономии.
Кстати, разлив Амура принес не самые большие убытки за последние годы — предыдущий ущерб от наводнения на Кубани эксперты оценили в 20 млрд. «Мне кажется, что страхование жилья — гораздо более цивилизованный путь, чем в пожарном порядке выделять соответствующие средства», — заявил в прошлом месяце премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании со своими заместителями. И поручил разработать технологию такого страхования: чтобы законы не нарушать, но подключить население к самоспасению от стихийных бедствий — точнее, к ликвидации последствий. Обязательным такое страхование не назовешь — скорее, оно будет принудительным.
Решение нашлось быстро: Минфин вместе со Всероссийским союзом страховщиков предложили модель, при которой страхование жилья остается добровольным, но граждане, не купившие страховку, не смогут получить от государства возмещение убытков в полном объеме. «Те, кто не страхуется, при потере в результате ЧС единственного жилья смогут рассчитывать на временное жилье, считайте — общежитие, до той поры, пока не встанут на ноги», — расшифровал схему президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Предполагается, что в таком жилье граждане, оказавшиеся без крыши над головой, при желании смогут жить до гробовой доски. Но его нельзя будет приватизировать или передать по наследству. К тому же размер и качество такого пристанища, видимо, окажутся минимальными. А дальше (точнее, до того, как петух клюнет) — думайте сами, решайте сами. По выражению первого вице-президента «Росгосстраха» Дмитрия Маркарова, «государство скажет гражданам: подарков больше не будет; если люди сами не заботятся о своем жилье в виде покупки полиса, новое полноценное жилье они не получат».
С теми, кто жить в «курятнике» не согласен, пока не все ясно — на какую сумму им надо будет страховать свое жилище, какие риски покроет страховка, каков порядок возмещения потерь. Будет ли одновременно страховаться имущество, находящееся в доме? Все это предполагается отдать на откуп субъектам Федерации — таково предложение Минфина. Один из предлагаемых вариантов — установить размер минимальной страховой суммы равным стоимости постройки в данном регионе типового дома для пострадавшей семьи (в последние годы государство их строило в среднем по цене 2 млн рублей). Но владельцы более дорогого жилья должны иметь возможность достраховать его по тем же тарифам до действительной стоимости.
Однако глава российского страхового союза Игорь Юргенс считает, что на федеральном уровне нужно разработать стандартные условия такого страхования — «тот минимум, который может быть рассмотрен субъектами Федерации только в сторону добавления рисков и повышения размера восстановительной стоимости жилья».
«Труд» будет следить за дальнейшей судьбой этого законопроекта.