"Жеребец Крутой" - произведение крупное, причем не только в художественном смысле, но и в буквальном: размер картины - 105 на 130 сантиметров. Картина не помещалась в помещении Музея коневодства, поэтому висела в большой лекционной аудитории МСХА им.Тимирязева.
- Понимаете, тогда время было такое - в академии и вообще в обществе царила атмосфера доверия, - рассказала "Труду" заведующая отделом Музея коневодства Юлия Кузнецова. - Еще с 1940 годов, когда музей вернулся из эвакуации, "Жеребец Крутой" сразу разместился в аудитории. И несколько десятилетий этим произведением любовались и студенты, и посетители музея. Охрана, конечно, была, но как и в любом другом учебном заведении, - просто вахтер. Это сейчас у нас повсюду решетки на окнах, а тогда было принято доверять друг другу. В 1993 году "Жеребца Крутого" и еще две картины из этой же аудитории похитили. Это случилось в выходные, когда никого из сотрудников музея в здании не было...
Сегодня эксперты оценивают стоимость картины Николая Сверчкова в десятки миллионов рублей. До революции "Крутой" принадлежал известному собирателю ценностей, связанных с лошадьми, Якову Бутовичу. Впоследствии его коллекция стала основой Музея коневодства.
Николай Сверчков - художник-анималист, знаменитый прежде всего изображениями лошадей. Его главным образом интересовали чистокровные, породистые скакуны. Например, жеребец Крутой, изображенный на похищенном полотне, - орловский рысак, неоднократный призер многочисленных конных соревнований. По быстроте и резвости ему не было равных, к тому же Крутой - продолжатель целой династии породистых скакунов. Кличка Крутой была весьма распространенной по тем временам - в одном забеге на ипподроме могли участвовать три десятка скакунов с таким именем.
- "Жеребец Крутой" не самое ценное произведение в нашем музее: у нас есть полотна и XVIII века, - говорит Юлия Кузнецова. - Однако все мы испытываем чувства глубокого удовлетворения и глубокой радости, что картина вернулась домой...
"Крутого" удалось найти при содействии Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Как сообщили "Труду" в этом ведомстве, полотно было обнаружено на территории России в частной коллекции благодаря изданию "Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске". После переговоров с Росохранкультуры коллекционер согласился вернуть произведение искусства в Музей коневодства.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николай Егорович Сверчков (1817-1898) родился в крестьянской семье, отец его был конюхом в придворных конюшнях. Мальчик с детства имел склонность к рисованию. Его изображения животных отличались потрясающей реалистичностью. Дар анималиста помог Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею породистых лошадей. С тех пор жанровые картины с изображениями сцен охоты, ухарских троек, парадные портреты лошадей художнику-анималисту не раз заказывал российский императорский двор. Приобретал их и Наполеон III.