Главная Культура 22:15 13 Июня 2024 3763
«Пиковую даму» вернули Пушкину

В Нижнем Новгороде поставили балет почти без музыки Чайковского

Сергей Бирюков, Нижний Новгород – Москва
В версии нижегородцев у бедной Лизы (Маюка Сато) нет шансов перед Графиней (Мария Александрова), которую Германн (Максим Просянников) считает хранительницей тайны трех карт. Фото Сергея Досталева, Нижегородская опера

Столь необычной истории, как та, что связана с нынешней премьерой «Пиковой дамы» в Нижегородской опере, думаю, больше не сыскать: вряд ли какой-либо еще композитор, кроме Юрия Красавина, становился автором двух совершенно разных балетов на один сюжет.

Речь именно о балете – браться за сочинение оперы после Чайковского было бы самоубийственно. О том, что к пушкинскому юбилею в Нижегородском театре оперы и балета – кстати, носящем имя Пушкина – готовится танцевальная премьера, причем именно по повести, а не оперному либретто (они сильно отличаются: в опере Герман реально любит Лизу, а в конце гибнет), мы знали еще год назад. Каково же было удивление, когда на свою балетную «Пиковую даму», и тоже с именем Красавина в афише, минувшей зимой позвал Большой театр!

На самом деле Юрия Вильевича легко понять: даже если ты в течение нескольких лет пишешь музыку для одного театра, а потом к тебе обращается с аналогичной просьбой другой, и это ГАБТ, отказа главной сцене страны, скорее всего, не последует. Да и чего робеть, если ты с этим театром уже работал («Магриттомания», «Танцемания») и вообще в балетном мире фигура известная («Пахита» екатеринбургского Урал Опера Балета и другие постановки). А в багаже всякого крепко подкованного композитора, каковым представитель петербургской школы Красавин, безусловно, является, найдется множество техник, позволяющих решить одну задачу разными способами.

Поскольку для Нижнего писалась оригинальная музыка, для Большого был избран путь вольной компиляции тем Чайковского. Дорога проторенная: вспомним хотя бы «Кармен-сюиту» Бизе-Щедрина. Но успех полувековой давности повторить, на мой взгляд, не удалось. Если тогда постановщики сохранили идею именно Бизе, поднявшего криминальную хронику Мериме на уровень великой драмы любви и свободы, то теперь авторы спектакля вернулись от грандиозного замысла Чайковского к камерному анекдоту Пушкина. Который, при всем благоговении перед Александром Сергеевичем, так и остался бы остроумным анекдотом, если б Петр Ильич не переосмыслил его в одну из величайших музыкальных трагедий. Но если мы возвращаемся к Пушкину, зачем тогда тяжелая артиллерия страстей Чайковского и следующая из нее пафосная многофигурность спектакля, рядом с которой меркнет, мне кажется, даже известная своим сценическим многолюдьем «Война и мир» Прокофьева?

В Нижнем все вышло, по моему убеждению, гораздо гармоничнее. Два компактных акта – 43 и 33 минуты. Народу на сцене – едва ли четверть от того, что мы видели в Москве, а эффекта инфернальной феерии как минимум не меньше. И ее корни – в музыке, в характерном умении Красавина (слегка «подсказанном» Шостаковичем и Шнитке) так подретушировать давно знакомые классические ритмы вальсов, галопов, мазурок, сарабанд и прочего, что они обретают остро современное, притом графически прозрачное, свободное от форсажа звучание, которое с тактом и темпераментом уловил один из лучших наших дирижеров Федор Леднев. А развили это в мрачную фантасмагорию еще два питерца – хореограф Максим Петров, опытный в танцевальной транскрипции жестко ритмованной музыки («Золотая маска» за «Русские тупики» Настасьи Хрущевой), и режиссер Антон Морозов – один из учеников и единомышленников авангардиста Андрея Могучего.

Все, что мы видим, можно разделить на два плана: первый – это сольные и дуэтные переживания Германна и Лизы в их каморках по бокам сцены, куда периодически властно вторгается царственно-чопорная Графиня, поначалу страшащая героя, но постепенно вытесняющая из его чаяний бедную юную девушку. Второй – бесконечные балы, происходящие то в роскошном пространстве деревянной резьбы и зеркал, приоткрывающемся время от времени за невзрачной выгородкой, то «вламывающиеся» прямо в комнатку Германна, будто происходя в больном воображении несчастного инженера (сценография Альоны Пикаловой, костюмы Татьяны Ногиновой). Рисунок танца, особенно главных героев (я видел состав с Германном – Максимом Просянниковым и Лизой – Маюкой Сато), по большей части классичен, в частности в дуэтах с эффектным набором поддержек;жесты Распорядителя, он же Сен-Жермен, он же переигравший Германна Чекалинский (Андрей Орлов), говорят о натуре провокатора, а исполнительнице роли Графини приме Большого театра Марии Александровой чудесным образом удается быть убедительной и в ипостаси юной светской львицы, и в облике «осмидесятилетней карги», которая, впрочем, танцует по-прежнему совершенно, только с микроскопической заостренностью движений – мастерски смоделированным знаком возраста.

В принципе в таком контексте можно было бы обойтись совсем без Чайковского – но Красавин делает красивый жест в сторону Петра Ильича, про которого забыть при словах «Пиковая дама» все равно невозможно. Это три короткие, метко подобранные цитаты. Две – из хрестоматийного Первого концерта: болезненно вопрошающие струнные в эпизоде смерти Графини и «стреляющий» валторновый клич, которым начинаются все конкурсы Чайковского – им Германн «убивает» двух первых соперников по игре. Третья цитата возникает, когда перед ним вместо загаданного туза объявляется дама пик: это легкомысленная полечка из Детского альбома, уже не отпускающая нас до конца спектакля и своей незамысловатостью подчеркивающая фарсовый трагизм финала с окончательно свихнувшимся героем, беззвучно твердящим «тройка – семерка - туз».

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9367
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7064
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?