На днях Министерство внутренних дел России представило очередную (кажется, третью за последний год) версию Порядка надзора за дорожным движением. Проще говоря, этот документ регламентирует правила общения между инспекторами ГИБДД и водителями. В нем прописаны требования, которые полицейский может предъявить к автомобилисту в разных ситуациях, определяются инструменты, которые можно использовать в работе, и даже слова, какие инспектору стоит употреблять в разговоре (какие не стоит, остались за скобками документа).
Предполагается, что новый документ должен прийти на смену прежнему, действующему с 2017 года и, по мнению руководства МВД, несколько устаревшему. Можно сказать, эти наставления продиктованы самой жизнью. Как сказано в пояснительной записке, «порядок разработан с учетом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора за соблюдением участниками движения требований законодательства, а также предложений подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне».
Интересный документ, читать который одно удовольствие. Так, в случае задержания автомобиля за пределами города сотруднику ДПС отныне будет предписано «оказать содействие» нарушителю в проезде до ближайшего населенного пункта. Так и вижу, как гаишники сначала вытаскивают подозрительно веселого водителя из-за руля, проводят его освидетельствование, а затем с мигалкой и назидательными разговорами отвозят куда ему надо.
Кстати, про разговоры. Согласно новому документу, инспекторам ДПС запрещаются любые высказывания и действия, дискриминирующие по полу, возрасту, расе, национальности, языку, гражданству, социальному, имущественному или семейному положению, политическим или религиозным предпочтениям. Странно, что в перечень запретов не вошла сексуальная ориентация водителей, уж там точно есть где развернуться. Также становятся недопустимы «грубость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, проявление пренебрежительного тона, заносчивости».
Кто бы с этими пожеланиями спорил! Правда, я всегда считал, что культура общения с другими людьми прививается не служебными инструкциями. Но, допустим, наши гаишники — люди особые, и им даже во взрослом возрасте трудно не материться без специального приказа начальства. Только я все равно не очень понимаю, как можно дискриминировать по семейному или, допустим, имущественному положению? А по возрастному? В голову приходит только что-то вроде «Дед (буржуй, негр, еврей, коммунист — нужное подчеркнуть), предъяви-ка свой полис О-САГО!» Впрочем, согласно новому регламенту, предыдущая фраза теперь тоже окажется вне закона, потому что новым регламентом инспекторам предписано обращаться к водителям исключительно на «вы».
Документ по-прежнему разрешает инспекторам в случае необходимости вскрывать автомобили, в том числе путем «проникновения» (благодаря порноиндустрии термин давно обрел сексуальную окраску, а теперь захватил и автодорожную сферу). Но отныне делать это, видимо, придется в сугубо вежливой форме.
Кроме вышеназванного документ запрещает инспектору принимать от участников дорожного движения вещи, предметы или документы, которые не нужны ему для работы («просто подержать» 5 тысяч рублей уже не получится или гаишники смогут найти обоснование?), а также пользоваться личными телефонами водителей...
В качестве вишенки на торт: определено, что автоинспектор может требовать, чтобы водитель или пассажир вышел из машины — в случае задержания автомобиля, личного досмотра или отстранения от управления, а также для проведения «иных процессуальных действий». Полного списка оснований для такого требования в документе не приводится (это правильно, иначе жизнь станет удивительно скучной), но за неисполнение предусмотрен штраф в две тысячи рублей или до 15 суток ареста.
Мягко стелют, да жестко спать — такое вот у меня ощущение после знакомства с этим образчиком чиновничьего творчества.