Главная Культура 20:10 13 Мая 2017 2627
Дуэт Лизы и Полины

На фестивале Юрия Башмета скрипач и дирижер Максим Венгеров рассказал, как готовится еще и к оперной карьере

Сергей Бирюков, Ярославль – Москва

Фестиваль Юрия Башмета в Ярославле — уже много лет один из непременных признаков музыкальной весны в старинном городе Центральной России. Выступления пианиста Барри Дугласа, скрипача Николая Саченко, виолончелиста Густава Ривиниуса, баритона Ганбаатара Ариунбаатара (все — победители конкурса имени Чайковского разных лет) конечно самого Башмета, других международных звезд — вот то, что дает Ярославщине дружба с прославленным альтистом и дирижером. Особой страницей нынешнего праздника, прошедшего с 1 по 9 мая, стала встреча со скрипачом Максимом Венгеровым.

Поет обладатель Гран-при XV конкурса имени Чайковского Ганбаатар Ариунбаатар. Фото автора

Имя Венгерова музыкальный мир знает с середины 1980-х. Тогда челябинский подросток, ученик знаменитого новосибирского скрипичного педагога Захара Брона (как и прославившийся несколькими годами раньше Вадик Репин) покорил публику сочетанием безграничной виртуозности и взрывного романтического темперамента. Вслед за Советским Союзом обаяние броновских воспитанников оценила Германия, куда профессор переселился вместе со всем своим классом в 1989 году, и другие страны мира. Максим стал одним из самых востребованных скрипачей планеты. Попутно экспериментировал с барочной скрипкой (это по сути другой инструмент — жильные струны, совсем иной смычок), даже пробовал себя как альтист.

Срыв наступил в 2007 году. Объясняли это по-разному, чаще всего говорили о травме плеча. Правда, сам Максим старался успокоить поклонников: ничего страшного, обошлось без операций, хватило простой физиотерапии и гимнастики. Но главное — давно хотелось заняться дирижированием, а концертный график не позволял — и вот выпал подходящий случай. Поступил в класс известного московского маэстро Юрия Симонова, стал выступать с симфоническими программами. Но, разумеется, публика скучала по Венгерову-скрипачу: хороших дирижеров в мире немало, солистов его уровня — единицы.

«Перерыв был не таким уж долгим, всего три года, — рассказывает Максим во время нашей встречи в фойе Ярославской филармонии. — В мире бывали случаи и более протяженных концертных пауз. Паганини покидал сцену на пять лет, Горовиц — на 12: накапливал репертуар, сделал громадное количество студийных записей».

Для участников фестиваля на колокольне Спасо-Преображенского собора Рыбинска устроили концерт колокольной музыки. Фото автора

На сцену со скрипкой Максим вернулся в 2011 году. Но с тех пор стал гораздо избирательнее в сольных выступлениях, оставляя время для дирижерства, педагогической (он профессор Менухинской академии в Швейцарии и Лондонского королевского музыкального колледжа) и благотворительной деятельности (сейчас Максим занят организацией фонда, который оказывал бы помощь не только молодым исполнителям, но и тем, кто почему-либо прервал активную карьеру, нуждается в материальной и психологической поддержке). Тем больший интерес вызывают скрипичные программы Венгерова. В начале этого сезона Максим открыл в Москве концертный цикл Международного скрипичного фестиваля ярким блоком сочинений Бетховена, Шуберта, Равеля, Эрнста... В марте в Неаполе как дирижер заменил в концерте великого маэстро сэра Нэвилла Марринера, незадолго до того ушедшего из жизни. Причем в первом отделении еще и сыграл Концерт для двух скрипок Баха — с кем бы вы думали — с Вадимом Репиным, с которым не выходил на одну сцену три десятка лет, со школьных времен! В феврале на фестивале Башмета в Сочи исполнил Концерт Чайковского — кстати, тоже после немаленького, 12-летнего перерыва. Припоминает: то давнее исполнение прошло под управлением Мстислава Ростроповича, которого Венгеров считает одним из главных своих наставников.

О Башмете Максим говорит с не меньшим восторгом, тоже причисляя его к своим учителям: они начали выступать вместе, когда мальчику было 12-13 лет. Теперь в Ярославле им выпало исполнить с оркестром «Новая Россия» Концерт Брамса. Узнаваемый насыщенный венгеровский звук: скрипач играет на инструменте Страдивари 1727 года, который любит за его «альтовый», с баритоновыми нотками тембр. К технической стороне — по-прежнему никаких вопросов. Но общая манера стала спокойнее, форма музыки лепится уже не пылким юношей, но зрелым мастером. При котором в стопроцентном объеме сохранилось его обаяние.

Максим, как и Горовиц во время той самой паузы, серьезно нарастил репертуар, очень многое записал, в частности — концерт Сибелиуса в первой, мало кем играемой редакции, поскольку она сумасшедшее виртуозна. По его словам, материала накопилось уже на десяток альбомов. Но из-за рухнувшего рынка дисков это богатство пока лежит невыпущенным. Музыкант надеется открыть свой канал в интернете, где любители смогут скачивать его записи.

Не брошена и дирижерская карьера. На 18-19 декабря назначены спектакли «Евгений Онегин» в театре Геликон-опера. Это будет оперный дебют музыканта. И заодно — его дипломный экзамен по дирижированию в классе Юрия Симонова в Государственном институте музыки имени Ипполитова-Иванова. «Уверен, — говорит Максим, — что после ««Онегина» я и Концерт Чайковского буду играть по-другому».

Не могу не спросить о еще одной, наверное, важнейшей «творческой обнове» в жизни Максима: супруга Ольга (искусствовед, сестра знаменитого скрипача Ильи Грингольца) недавно подарила ему двух дочек.

«Теперь у нас в семье дуэт Лизы и Полины, как в «Пиковой даме» Чайковского, — улыбается Максим. — Лизе 5 лет, она вовсю играет на фортепиано. Полине три, но она тоже уже попробовала скрипку и виолончель. Лиза говорит: хочу быть, как, папа... Правда, пока что имеет в виду не музыкальную карьеру, а темный тон волос, который ей очень нравится. Я ее успокоил: все будет, посмотри, у нас с тобой одинаковые глаза».

Голос

Юрий Башмет

— Наш ярославский фестиваль родился, когда мы играли здесь в рамках Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, и тут нам сказали — давайте делать свой праздник. И потом уже Валерий Абисалович приезжал к нам как гость нашего смотра... Здесь прекрасная хоровая капелла «Ярославия», у которой нет проблем ни с интонацией, ни с артикуляцией слов на любом языке. В этом году они умудрились найти у Брамса крупное сочинение, которое, по сведениям самых серьезных специалистов, никогда не звучало в России, и исполнили его: это «Песнь Парок» на стихи Гете...

Вчера мы играли в Рыбинске в огромном зале ДК «Авиатор», свободных мест не было, а поздравлять нас на сцену выходили с цветочками 6-7-летние дети, которые только родились, когда мы впервые приехали в этот город, а теперь эти ребята уже играют на скрипке и рояле...

Максика Венгерова и Вадика Репина помню как двух вундеркиндов, которые приехали на мой фестиваль в Германии, я с каждым из них играл Дуэт Моцарта. Они уже тогда были совершенно разные: Максик, сам как маленький Моцарт, был в жабо, я за ним еле угнался, такой он был бешено эмоциональный и все спешил вперед. А Вадик — более рассудительный, его интересовало — почему здесь надо делать так, здесь эдак. Но Макс тоже стал стремительно развиваться как вдумчивый, пытливый музыкант. Еще до проблем с рукой он показывал мне свою запись и спрашивал — а достаточно ли верный тут баланс с валторной? Это баланс ему спокойно спать не давал. Очень увлекающийся, потрясающе талантливый человек. Как-то на фестивале в Вербье (один из самых известных в мире фестивалей камерной музыки. — «Труд») мы с ним были приглашены послушать выступление великого джазового пианиста Оскара Питерсона. Вернулись домой, я уже с ног валился от усталости, но Макс все держал в руках скрипку и пытался быть джазменом... Сейчас ему 42, он абсолютный мастер — и притом абсолютно не стоит на мечте. Вот такое удивительное сочетание зрелости и никуда не ушедшей от него мальчишеской пытливости. Мне безумно интересно, куда он пойдет дальше. И очень надеюсь, что на следующий наш фестиваль, который будет юбилейным, десятым, он снова приедет.

Тем временем

Впервые в жизни Юрий Башмет принял участие в шествии «Бессмертного полка». Это случилось в День Победы, который артист встретил на своем фестивале в Ярославле. На улицу музыкант вышел с фотографией деда Бориса Абрамовича Башмета — участника Великой Отечественной войны, дошедшего с боями до Берлина.

Юрий Башмет принял участие в шествии «Бессмертного полка» вместе с губернатором Ярославский области Дмитрием Мироновым. В руках музыканта - портрет его деда Бориса Абрамовича Башмета. Фото Алексея Молчановского

— Я теперь страшно жалею, что мало расспрашивал деда о его жизни. Но точно знаю, что в сегодняшних моих делах есть его огромный вклад. Он очень хотел, чтобы я встал на ноги как профессионал, купил мне пианино. И даже нынешний мой альт приобретен наполовину на его деньги. Каждый месяц со своей 72-рублевой пенсии он посылал мне из Львова в Москву 50 рублей. Когда я получил диплом Московской консерватории и мне назначили концертную ставку, я передал деду, что благодарю его за помощь и теперь могу прожить самостоятельно. Но деньги из Львова по-прежнему шли. Его спросили — зачем ты это делаешь, Юра же кончил консерваторию. На что был ответ: консерваторию он кончил, но кушать же не кончил.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5987
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4462
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

Чудеса на свете случаются — и гораздо чаще, чем мы об этом думаем. Даже в рядовой, вполне заурядной жизни может вдруг произойти нечто необъяснимое, из ряда вон выходящее, разом меняющее привычное течение...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....