Российская госкорпорация Росатом, возглавляемая Сергеем Кириенко, может быть допущена к строительству атомных электростанций в Великобритании, сообщили британские СМИ.
Как отнесутся иностранцы к российским атомщикам, если в России госкомпания строит энергоблоки с применением контрафактного оборудования и нарушением элементарных требований техники безопасности, об этом уже писали СМИ. Есть ли гарантии, что техника безопасности будет соблюдаться в благополучной Англии?
Росатом может купить долю в проекте Horizon стоимостью 24 млрд долларов, от которой планируют избавиться немецкие RWE и E.ON, сообщила британская The Times. Если сделка состоится, Росатому нужно будет построить две АЭС в Уилфе (Уэльс) и Олдбери (Глостершир) общей мощностью до 6 ГВт к 2015 году.
«Появление «Росатома» в новых проектах строительства АЭС, скорее всего, снизит уровень доверия британцев к ядерной энергии», – приводит The Times слова директора по энергетике консалтинговой компании Mott McDonald Саймона Харрисона.
Настороженное отношение к российскому бизнесу в развитых европейских странах известно всем, но когда речь идет о такой тонкой материи, как атомная энергетика, перестраховаться не помешает. Тем более что практика компании по строительству АЭС и эксплуатации объектов в России заставляет задуматься о доверии.
Самый нашумевший эпизод последнего времени, о чем уже писали СМИ, связан с арестом заместителя Кириенко Евгения Евстратова. Он подозревался в организации хищения около 50 млн рублей бюджетных средств – подведомственный ему институт, получив деньги за исследования, проводить их не стал, а работы, представленные как результаты исследования, были скачаны из интернета.
Однако события в январе и июле 2011 года на Ленинградской АЭС2 вскрыли куда более опасные тенденции: при строительстве внешней оболочки реактора обрушился стальной каркас. Вероятными причинами этих происшествий эксперты называют использование несоответствующих стандартам стройматериалов, нарушение технологии возведения атомных реакторов и, возможно, привлечение некомпетентного персонала. Эксперты сразу же вспомнили скандал трехлетней давности, когда в интернете была распространена анонимная аналитическая записка, свидетельствующая о фактах грубых нарушений и коррупции при строительстве Нововоронежской АЭС2.
Еще более неприятная для руководства Росатома история связана с нарушениями при реконструкции и строительстве энергоблоков Ростовской АЭС, которая сооружалась с применением контрафактных материалов. При этом бывший генеральный директор АЭС Александр Паламарчук пытался скрыть факт применения оборудования ненадлежащего качества, а начальник отдела ФСБ в Волгодонске В.Ф. Колесник оказался причастен к событиям на АЭС, сообщила электронная газета«Век». «С учетом заинтересованности чиновников заказчика, генподрядчика и органов Ростехнадзора вызывает серьезные опасения надежность эксплуатации ядерноопасных объектов, расположенных в густонаселенных регионах Юга России», говорится во внутренней справке ФСБ, приведенной в газете.
Возможно, описанные выше инциденты – единичные случаи, однако атомная энергетика – не та сфера деятельности, для которой приемлем такой термин. Ведь даже одна не выдержавшая нагрузки деталь или единственный не сработавший вовремя датчик может стать причиной страшной гуманитарной и экологической катастрофы.
Поэтому опасения британской общественности, о которых говорят эксперты, нельзя назвать беспочвенными. Впрочем, Росатом, финансируемый из российского бюджета, по информации газеты «Коммерсант», планирует подстраховаться от репутационных рисков за рубежом, в том числе посредством положительного имиджа. Как выяснила газета, неслучайно, уже в апреле госкорпорация готовится объявить тендер на пиарсопровождение в Великобритании, странах Латинской Америки (в первую очередь Бразилии), ЮАР, Турции, Вьетнаме, Словакии, Венгрии и, возможно, Польше. По оценке экспертов, подобная пиаркампания может стоить 3–4 млн долларов.
Но отсюда возникает вопрос, разумно ли тратить такие деньги на пиаркампанию за рубежом, если очевидно, что их следует направить на повышение уровня безопасности российских АЭС и искоренение коррупции при закупках оборудования?