Главная Культура 00:04 13 Марта 2020 1590
Иван Кудрявцев: «Заражение» помогает сохранить здоровье

Директор по киноканалам медиакомпании «Цифровое телевидение» рассказал «Труду» о некоторых особенностях зрительских запросов

Анна Чепурнова
Один из хитов телепоказов — «Страшные истории для рассказа в темноте». Кадр с сайта kinopoisk.ru

С недавних пор на российском телевидении появились каналы, о которых лет 20 назад и помыслить было нельзя. Например, «Настоящее страшное телевидение», где идут хорроры, или FAN, специализирующийся на аниме и фантастике. Почему в наше сугубо прагматичное время возник запрос на такую продукцию, по мнению многих, несерьезную и маргинальную? И зачем нам те же фильмы ужасов, когда наша жизнь и без того не обделена страхами и кошмарами? Об этом мы спросили директора по киноканалам медиакомпании «Цифровое телевидение», киноведа и телеведущего Ивана КУДРЯВЦЕВА.

— Один из ваших свежих телепоказов — «Страшные истории для рассказа в темноте», продюсерский проект Гильермо дель Торо. В прокате он только в России собрал под 100 млн рублей, а во всем мире — свыше 100 млн долларов. Так все-таки зачем зрителям, жизнь которых и так не сахар, еще пугать себя такими фильмами?

— На это уже ответил Стивен Кинг в своей программной книге «Пляска смерти». Он писал, что хорроры вытаскивают на поверхность те глубинные страхи, которые мы боимся осознать до конца. А то, что видимо и конкретно, не так пугает. Поглядите, что происходит сейчас со вспышкой коронавируса: моментально в топ-продаж на популярной интернет-платформе iTunes попадает фильм «Заражение» Стивена Содерберга. С момента его премьеры прошло 11 лет, казалось бы, все, кому хотелось, эту ленту уже давно посмотрели. Но сегодня она делает явными наши подсознательные страхи: мы боимся, что вспышка обернется эпидемией и пандемией, в магазинах кончатся продукты и лекарства, нам придется уезжать в деревню, рыть там рвы и ставить колья, чтобы никто не отнял еду... Люди смотрят «Заражение», можно сказать, в профилактических целях, чтобы сохранить психологическое здоровье.

— А как объяснить тот факт, что фильмов ужасов не было в тоталитарных государствах? А в СССР настоящий хоррор был, пожалуй, только один — «Вий» 1967 года с Натальей Варлей и Леонидом Куравлевым.

— Там, где государство требует от искусства крутить турбину идеологии, все, от драмы до комедии, должно быть назидательным.

А какая назидательность в хоррорах? Вот их и относили к жанрам низким, площадным. Кстати, давно замечена связь между всплесками интереса к хоррорам и кризисами в мире: людей тянет к этому жанру, когда им особенно тревожно.

— У вас есть любимая эпоха из истории хорроров?

— Мне нравятся ужасы 1980-х, такие как «Кошмар на улице Вязов», «Полтергейст», — все то, что я смотрел в детстве. Даже «Муха» с Джеффом Голдблюмом живет в моих воспоминаниях как очень крутая картина, хотя сейчас ее грим и спецэффекты смотрятся безнадежно устаревшими.

— Другой экзотический для российского ТВ телеканал, FAN, специализируется на аниме, но эта мультипликация отнюдь не детская. Чем, по-вашему, так привлекает взрослых созданный в Японии сказочный жанр?

— Прежде всего тем, что воображение его создателей гуляет по тропкам, далеким от привычных нам мотивов. В японских аниме необычный для россиян образный ряд. А сами проб-лемы вполне универсальны — посмотрите хотя бы фильмы Миядзаки. Любовь к сказочным историям объясняется и эскапизмом — стремлением хоть на время убежать от проблем, отдохнуть от них. Этим вовсю пользуется и Голливуд.

Вот, например, «Малефисента» — вроде бы сказка. А по статистике, средний возраст тех, кто ее смотрит, — 29 лет. Что, кстати, совпадает с адресной аудиторией телеканала FAN, который хоть и появился совсем недавно, но его смотрят уже 7,1 млн человек в месяц. В основном, как и в случае с «НСТ», это люди 18-44 лет. Фантастика, фэнтези, аниме работают просто: глядя на героев, можно себя с ними отождествить. Почувствовать, что любую проблему можно решить, что тебя поддерживает любовь, у тебя есть верные друзья... Между прочим, кино — один из весьма действенных способов психотерапии, к которому, по данным недавнего опроса телеканала «Синема», регулярно прибегают 80% практикующих российских психологов, рекомендуя пациентам посмотреть тот или иной сюжет. Например, тем, кому нужно принять правильное решение, советуют «Белое солнце пустыни», страдающим от алкоголизма или наркомании — фильмы «Реквием по мечте» и «На игле».

— Когда вы планируете выпускать собственную продукцию?

— На мой взгляд, рынок кинопроизводства в России временно перегрет, пока не вижу смысла активно ввязываться во всеобщую гонку. Количество производимого продукта зашкаливает, а вот его качество снижается. В последнее время ни один проект, созданный специально для российских платформ, не возбуждает желания срочно садиться и смотреть его.

— Зрители ваших телеканалов жалуются, что фильмы на них чересчур часто повторяются...

— Мы реагируем на их отклики, регулярно обновляя сетку. Так, развивая концепцию «любимого кино» на канале «Синема», включили в нее не только самые успешные европейские ленты, но и голливудские картины, проверенные десятилетиями зрительского интереса, — 80-х, 90-х и 2000-х. А на телеканале «Настоящее страшное телевидение» в 2020 году будет очень много свежего кино, в том числе первые показы хитов сразу после кинопроката.

— «Цифровое телевидение» поддерживает проект «Мульт в кино». А как в России сейчас обстоят дела с игровыми полнометражными фильмами для детей школьного возраста?

— Могу поделиться хорошими новостями: в этом году в Фонде кино, где я состою экспертом, прошло представление проектов семейных и детских фильмов — и оказалось, что всем крупным российским студиям есть что сказать. Ближайшие две премьеры — «Вратарь Галактики» от студии «СТВ» Сергея Сельянова и «Последний богатырь — 2» от российского подразделения компании «Дисней». А на осень запланирован выход роскошного «Конька-горбунка» от студии Сергея Сельянова и студии спецэффектов CGF Александра Горохова с Павлом Деревянко в главной роли. Эти картины выйдут при поддержке нашей материнской компании ВГТРК.

— Осенью московские любители кино горевали по закрывшемуся киноцентру «Соловей»«. А как вы отнеслись к этому?

— Конечно, с грустью. Это было прекрасное, намоленное место, что подтверждала и статистика. «Соловей» был самым посещаемым кинотеатром России, обеспечивавшим 1,5-2% валовой посещаемости в масштабах всей страны. Там можно было посмотреть не только фильмы свежего проката, но и ленты, на которые сохранялся длительный спрос. Канал «Синема» собрал эти данные и составил «Топ «Соловья» — какие фильмы Москва смотрела дольше всего. И знаете, у нашей столицы оказался отменный вкус! Зрители шесть лет смотрели «Великую красоту», пять лет — «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя, четыре года — «Магию лунного света» Вуди Аллена... Конечно, подобный кинотеатр нужен, и очень надеюсь, что в Москве появится его аналог.

— Теперь уже бывший министр культуры Владимир Мединский призвал не показывать иностранные фильмы в кинотеатрах на майские праздники. Это правильно?

— Вообще-то российское кино нуждается в решительных мерах поддержки, ведь на своем родном рынке оно находится в резервации, «выскребая» себе долю в 30% у голливудского и европейского кинематографа. Пока мы не начали активно и с огоньком продавать наше кино по всему миру, как это, например, делают французы, надо жестко бороться за свою долю дома. Кстати, в новогодние праздники российские фильмы собрали в стране 86% всей прибыли. Нашим людям хочется видеть на экране наших же людей, и, по-моему, это совершенно естественно.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5844
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5501
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...