На конференции профсоюзные лидеры, руководители объединений работодателей нефтегазовой и электроэнергетической отраслей, представители Минтруда России и депутатского корпуса Государственной Думы РФ обсуждали вопросы отраслевого социального партнерства. Организаторы конференции — а ими выступили Нефтегазстройпрофсоюз России и Сургутская районная организация Нефтегазстройпрофсоюза России — по всей видимости, неслучайно делали акцент на то, что название конференции носит рабочий характер. Действительно, вопросы информационной работы если и поднимались, то явно не носили характер основной темы. Основной темой было обсуждение неудовлетворительной ситуации в ряде базовых отраслей, где социальное партнерство постепенно переходит в формальный характер.
Работодатели неохотно вступают в отраслевые объединения, пишут отказы от присоединения к заключаемым с общероссийскими профсоюзами на отраслевых уровнях соглашениям, что приводит к дезавуации заключенных соглашений, нераспространении их условий на многие крупные компании и их работников. Несмотря на неудачное время проведения конференции, а в этот день состоялось открытие Зимних Олимпийских игр в Сочи, в зале практически не было пустых мест. Более 150 участников представляли профсоюзные организации нефтегазового и электроэнергетического сектора из Сургута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Томска, Ноябрьска, Тарко-Сале, Стрежевого. Да и список спикеров выглядел очень представительным.
Ожидания аудитории услышать что-то не рядовое сбылись с самого начала. Открывающий конференцию и работу первой, профсоюзной, секции председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Лев Миронов в своем выступлении четко задал основной вектор обсуждения. «Наша инициатива заключается в следующем — необходимо закреплять на законодательном уровне определенные преференции для тех работодателей, которые входят в отраслевые объединения и присоединяются к отраслевым соглашениям, как в обсуждаемом сейчас законопроекте об объединениях работодателей, так и во всех законопроектах, где присутствуют моменты, регулирующие социально-трудовые отношения», — заявил Лев Миронов, и сразу перешел к конкретным предожениям. — «Возможно создание рабочей группы из числа представителей отраслевых профсоюзов и объединений работодателей, которая будет разрабатывать конкретные предложения по этим преференциям и направлять их в Минтруда, как уже согласованные между отраслевыми профсоюзами и объединениями работодателей варианты. Эти варианты будут обсуждаться с Министерством труда и после согласования с ним уже выноситься либо на площадку РТК, либо сразу направляться в Государственную Думу. Это позволит существенно повысить эффективность работы, направленной именно на усиление объединений работодателей, повысит роль заключенных отраслевых соглашений». Продолжающие работу профсоюзной секции Михаил Кивацкий, председатель «Тюменского облсовпрофа», и Татьяна Зайцева, председатель Сургутского райкома Нефтегазстройпрофсоюза России, в своих выступлениях были не столь категоричны, и тему отраслевого соцпартнерства трактовали в более широком смысле, избегая прямой связи социально-ответственного бизнеса с обязательным участием в объединениях работодателей. Видимо, понимая, что если московские гости могут себе позволить такие заявления, им необходимо соблюдать политкорректность по отношению к сидящим в зале работодателям сибирского региона, которые в отраслевые объединения не входят. Политкорректным можно было назвать и завершающее работу профсоюзной секции выступление секретаря ФНПР Игоря Шанина, который основное внимание уделил вопросам реализации принятых в конце прошлого года пенсионных законов, отметив, что итоги реализации напрямую зависят от эффективности именно отраслевого уровня соцпартнерства.
Во время работы секции представителей органов законодательной и исполнительной власти градус обсуждения заметно повысился. Выступающий первым Михаил Тарасенко, депутат ГД РФ, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, один из самых известных профсоюзных представителей депутатского корпуса, ярко и образно обрисовал модель идеального, на его взгляд, баланса интересов между работником и работодателем в системе социального партнерства. А следующий докладчик, директор департамента охраны и условий труда Минтруда России Валерий Корж, в продолжении темы попытался показать, что этот баланс не только некоторая цель, но и имеющаяся реальность в виде принятого недавно закона «О специальной оценке условий труда».
Третья секция, в рамках которой выступали генеральный директор объединения работодателей в нефтегазовой отрасли Олег Жилин, генеральный директор объединения работодателей в электроэнергетике Аркадий Замосковный и заместитель генерального директора по экономике ОАО «Сургутнефтегаз» Андрей Атепаев, развила инициативу Миронова, предложив уже более конкретные механизмы вовлечения работодателей в институт регулирования отраслевых вопросов соцпартнерства. Вполне ожидаемо было предложение Аркадия Замосковного сделать упор на экономические преференции для работодателей, в том числе и связанные с льготами по налогам. Учитывая, что конференция проходила с участием работников ОАО «Сургутнефтегаз», вопросов к руководству компании было много, включая неудобные. Например, почему ОАО «Сургутнефтегаз» не присоединяется к отраслевому соглашению в нефтегазовой отрасли, несмотря на высокий уровень социальной ответственности компании?
Но основная интрига была в конце, когда представители всех трех секций обменивались своими мнениям по поднятым вопросам уже в трехстороннем формате. Конкретные предложения поступили от Электропрофсоюза — их обосновал в своем выступлении заместитель председателя Всероссийского Электропрофсоюза Юрий Офицеров. Также в адрес организаторов были переданы предложения Профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ и Горно-металлургического профсоюза России. В целом, эту информацию приняли к сведению, что было неудивительно, учитывая недостаточное время для их полноценного обсуждения. Важным результатом завершения конференции было принятие резолюции — все-таки организаторам удалось перевести итоги с уровня обсуждения в практическую плоскость. Основным решением конференции стало предложение создать рабочую группу, состоящую из представителей всех трех сторон отраслевого социального партнерства с целью предварительного обсуждения и согласования конкретных предложений, направленных на усиление деятельности сторон отраслевого социального партнерства.
Главные итоги прошедшей конференции заключаются не только в том, что было наглядно и публично, показано в каком состоянии находится сейчас институт отраслевого социального партнерства. Об этом уже говорили и ранее, но каждый в отдельности. Наверное, впервые это вопрос был поднят на таком высоком уровне и с представленностью не одной, а нескольких стратегических отраслей. Причем поднят по инициативе именно профсоюзной стороны. И та скорость, с которой отраслевые профсоюзы и объединения работодателей подхватили инициативу Нефтегазстройпрофсоюза России, то, что в стороне не остались ни Минтруд, ни Комитет ГД по труду, социальной политики и делам ветеранов, может говорить в пользу того, что время для подобных инициатив пришло, все стороны уже были готовы к ней и это имеет все шансы принести реальные результаты. А то, что объединительным звеном выступил Нефтегазстройпрофсоюз России — так это общероссийский тренд. Статус сырьевой державы обязывает...