Один из самых популярных видов зимнего спорта приносит российским болельщикам сплошные разочарования. Неудачный старт олимпийского сезона для «Труда» комментирует Александр ПРИВАЛОВ, самый успешный тренер в истории нашего биатлона.
— Такой черной полосы на этапах Кубка мира у нас еще не было. Вы понимаете, в чем причина?
— Мы видим, что у спортсменов нет свежести, уступаем ходом и в стрельбе. Судя по всему, при подготовке к сезону перегнули палку, перегрузили большим объемом силовой работы. Мы вначале делали упор на лыжную подготовку, потом на «физику». Перед началом соревнований интенсивность тренировок снижали, и после первых этапов спортсмены выходили на пик формы. Возможно, спортсменов элементарно перегрузили. Но это мое предположение. Чтобы знать все обстоятельства, надо вариться в «кухне» сборной.
— Есть надежда, что россияне прибавят в скорости бега, точности стрельбы?
— Если случилось именно так, как я предположил, то восстановиться, вернуть свежесть сложно. Особенно в психологическом плане. На первых январских гонках было заметно, что наши спортсмены далеки от оптимальной формы, и это, конечно, всех угнетает. Возможно, удачно сработает выход на замену кого-то из тех, кто бежит на Кубке IBU. Напрашивается кандидатура Ульяны Кайшевой, которая как минимум не ослабила бы эстафетную гонку.
— Наверняка на настроении спортсменов сказывается история с допинговыми скандалами, которая искусственно раздувается.
— Да, давление оказывает МОК и другие международные спортивные организации. Сейчас для тренеров главное — убедить всех кандидатов в сборную, что они обязательно выступят на Олимпиаде. Убрать из сознания любые сомнения, внушить уверенность, что российское руководство сделает все возможное, чтобы сборная выступила в Пхенчхане в полном составе. Тренер должен быть для этого хорошим психологом. В противном случае не удастся настроить на стопроцентное выполнение тренировочной работы.
Надеюсь, ближе к началу Игр эта истерия вокруг допинга стихнет. В любом случае надо собраться и показать все лучшее, на что мы способны. Я помню, что и в советское время к нашей сборной нередко относились предвзято и в спорных моментах, как правило, выносили решения не в нашу пользу. Но никто же не посыпал голову пеплом — трудности только укрепляли командный дух.
— Но под нейтральным флагом наши нынешние спортсмены еще не выступали, а вот теперь придется...
— Знаете, мое поколение так воспитано, что допускался один вариант выступления соотечественников на Олимпиаде — только под нашим государственным флагом. Но если, например, Антон Шипулин выйдет на старт под флагом МОК, я же все равно буду за него переживать! А победа в любом случае принесет радость нашим болельщикам, и мне в том числе. Да, в спорте сейчас слишком много политики. Хотя и раньше нас приглашали в советские посольства и дипломаты проводили соответствующие «духоподъемные» беседы.
— Как вы воспринимаете антироссийские выпады некоторых соперников?
— Я уверен, что эти вещи искусственно раздуваются. У Фуркада, братьев Бё нормальные отношения с нашими лидерами. А Улле-Эйнар Бьорндален публично заявлял, что ему откровенно не нравится вся эта истерия. То есть настоящие звезды биатлона видят абсурдность ситуации.
— Не обидно, что самых успешных тренеров не привлекают к работе сборной?
— Если бы привлекали, то руководители федерации потеряли бы свою значимость в глазах вышестоящего начальства. По крайней мере они сами так считают. Мне уже не хочется работать в сборной России. Слишком у нас тренер зависим от настроения руководства. Я от этого отвык.
— Ну а если бы такое вдруг случилось, то что бы вы изменили в подготовке биатлонистов сборной?
— Выносливость базируется на объемной работе. Секрет успеха того же Мартена Фуркада именно в больших объемах работы, которые равномерно, в соответствии с научными методиками, распределены на весь год. А вот возьмите наш наглядный пример: лидер сборной Антон Шипулин летом участвовал в соревнованиях по летнему биатлону, в том числе и на летнем чемпионате страны. Что однозначно сказалось на физической подготовке, фундамент которой должен закладываться именно в это время года.