Двукратный победитель Лиги чемпионов в составе «Ливерпуля» и «Челси» Дэниэль Старридж, недавно перебравшийся в австралийский «Перт Глори», занялся поиском парикмахера, что называется, для «выхода в свет». Главные качества, которые хотел бы видеть в местном цирюльнике заезжий футболист, размещены на его страничке в одной соцсети: умение сделать прическу с учетом направления роста волос и опыт работы с клиентом темного цвета кожи, как у самого заказчика. Сразу видно, человек относится к себе с огромным уважением!
Куда больше физиологических показателей и статистических данных фигурирует в официальном уведомлении 850 футболистов почти двум десяткам букмекерских, развлекательных и компьютерных компаний с требованием компенсации за использование их личных данных за последние шесть лет. Спортсмены требуют также ежегодной компенсации за использование своих данных в будущем.
Возглавляет кампанию Рассел Слейд, бывший менеджер клуба «Кардифф Сити», к слову, сменивший там несколько лет назад нынешнего наставника «МЮ» Уле Гуннара Сульшера. А вся оперативная деятельность, всего за год стремительно набравшая немалые обороты, осуществляется учрежденной экс-тренером компанией Global Sports Data and Technology. Ее юристы заявили, что тот факт, что игроки не получают платы за нелицензионное использование их данных, противоречит правилам Общего регламента защиты данных (GDPR), которые были приняты в 2018 году. Кроме того, согласно одной из статей этого документа, компании, собирающие такие данные, должны запрашивать согласие на это у их владельцев.
Быстро разобравшись в сложившейся обстановке и пообщавшись с футболистами, Слейд выяснил, что никто из них индивидуального согласия на использование своих данных никому не давал. А ведь речь идет более чем о 7 тысячах статистических показателей на каждого занесенного в систему игрока — от числа забитых мячей, голевых передач до размера ноги, веса, национальности и количества клубов, за которые играл футболист.
Причем в зоне внимания Слейда, резонно предположившего, что выплата компенсации, скорее всего, не будет иметь критического значения для игроков с гигантскими доходами, оказались пока только представители низших лиг, для которых такие выплаты могут стать серьезным подспорьем в жизни и бизнесе.
Число футболистов, увлекшихся и поддержавших идею Слейда, всего за год возросло более чем вдвое, достигнув 850. Всех их связывает стремление получить больше контроля над тем, как используется информация о них.
«Я такого не припомню, — рассказывает «Труду» экс-игрок сборной России, московского «Динамо», итальянских «Фоджи» и «Болоньи», тренировавший впоследствии российские юношеские сборные, «Уфу», московское «Торпедо», ереванский «Арарат», Игорь КОЛЫВАНОВ. — Раньше столько технологий не было. Играли в PlayStation — и все. Сейчас столько всего стало, что голова кругом идет. Так что, с одной стороны, требования игроков к таким компаниям понятны, с другой — их использование в таких играх или ставках делает им своеобразную рекламу. Сейчас все хотят зарабатывать, иметь свою копеечку. За просто так никто ничего не сделает. Мир перевернулся с ног на голову. За любое действие на тебя могут в суд подать — все снимается, все фиксируется, все под контролем. Могут написать и придумать про любого все что угодно! Результаты рассмотрения таких исков могут быть совершенно разными — так что думать об этом не хочется».
Впрочем, действующих спортсменов эта тема не может не волновать. По мнению аналитиков, если Слейд и Ко преуспеют в своем порыве — а в их планах расширить список фирм-ответчиков до 150, — такой пример может стать катализатором аналогичных процессов и в других профессиональных видах спорта, где споры вокруг использования персональных данных также ведутся, хотя пока и не такие яростные, как в его величестве футболе.