Главная Культура 00:01 12 Августа 2022 16055
Лика Рулла: Это какая смелость требуется – не бояться быть смешным!

Актриса и член жюри конкурса комедий – о том, почему дела с юмором в искусстве у нас не очень веселы

Сергей Бирюков
У актеров, несущих зрителям радость, часто грустные глаза. Лика Рулла – не исключение. Фото из личного альбома

Сообщение это одновременно пришло из «юморного» ТНТ и академического ГИТИСа: оба столь непохожих учреждения, при поддержке главного отечественного видеохостинга Rutube, объявили совместный конкурс на написание комедий, посвященный 400-летию со дня рождения Мольера. Но можно ли таким образом справиться с дефицитом смешного во времена, когда людям, кажется, вообще не до шуток? Включите теленовости — веселого действительно мало. Однако именно в такое время, убеждена член жюри конкурса, популярная актриса мюзиклов, руководитель курса музыкальной комедии в ГИТИСе Лика Рулла, само присутствие юмора в нашей жизни, а главное — его качество приобретают, не сочтите за игру слов, нешуточное значение. О смешном и не очень — наш разговор.

— Читал, что на конкурс пришло уже более 300 заявок.

— Уверена, это не предел. Пока же могу сказать, что с радостью приняла предложение нашего ректора Григория Заславского войти в столь серьезное жюри, которое возглавляет Юрий Стоянов. Безумно интересно узнать новые сюжеты, тенденции, имена талантливых молодых авторов... Тем более в жанре комедии, который считаю самым сложным и ответственным. Не зря лучшим актерам-комикам ставят памятники — они в нашем цехе самые любимые народом. Это же какая смелость требуется — не бояться быть смешным. Играть не нелепо, а заразительно. Как много здесь зависит от хорошего вкуса! Шаг в сторону — и вместо тонкости и фееричности зритель оказывается погружен в грубость и пошлость. Посмотрите на репертуар большинства сегодняшних антреприз... А какая примитивная ржака — все эти «Яйца судьбы» и «Гитлер капут!», выплеснувшиеся одно время на экраны. С грустью сравниваешь это с прошлыми десятилетиями отечественного юмора, с традициями Аверченко, Зощенко, Эрдмана, Евгения Шварца, с искусством Райкина, Жванецкого, Горина, Задорнова... К счастью, есть и просветы — например, в последние годы стали, на мой взгляд, лучше и тоньше работать участники Comedy Club. Люди и сами растут творчески, и дети у них подрастают, и старшему поколению небезразлично, что о нем скажет младшее.

— А что творится в области музыкальной комедии?

— Меня порадовала последняя «Золотая маска», где я была членом жюри. Например, как виртуозно поставлен режиссером Антоном Музыкантским, как блистательно исполнен артистами Свердловского театра музыкальной комедии спектакль «Одолжите тенора». Было радостно за мою «театральную родину» — ведь я воспитанница Екатеринбургского театрального института, безумно благодарна своему мастеру Алексею Васильевичу Петрову. Очень ценю тамошнюю актерскую школу. Чего стоит один Олег Ягодин, которого теперь знают уже не только зрители его родного Коляда-театра, но и широкая кинопублика, притом не только в нашей стране. Горда, что сама имею эту «уральскую прививку». Что приз за вклад в профессию мне вручили на сцене именно Свердловской музкомедии.

— Я помню вас на протяжении 20 лет, начиная с мюзикла «Чикаго», поставленного по инициативе Филиппа Киркорова...

— А это и был мой дебют в музыкальном театре. Работая в Смоленске, сыграв там важную для меня драматическую роль Кармен в спектакле по Мериме, я почувствовала: назрели перемены. И решила попытать счастья в Москве. Не имея даже понятия, ни что за мюзикл такой — «Чикаго», ни что претендую на одну из двух главных женских ролей. Настолько мы были тогда далеки от этой культуры. Кастинг был жесткий, и проводившие его американские постановщики отобрали двух никому до того не известных исполнительниц — студентку четвертого курса ГИТИСа Настю Стоцкую и молодую актрису из провинции Лику Руллу. О том, насколько их выбор был честным, свидетельствует успех спектакля, выдержавшего тяжелейший сезон, когда после трагедии «Норд-Оста» зрители боялись ходить в театры, и наши с Настей дальнейшие карьеры. У Насти это десятки спектаклей и фильмов, множество премий, включая «Золотую маску» 2022 года за роль в мюзикле «Шахматы», за которую я самым горячим образом голосовала в жюри. У меня — тоже множество постановок, в числе которых триада успешных мюзиклов в Московской оперетте («Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина»), много лет шедший спектакль «Голливудская дива» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, «Зойкина квартира» в МХТ, не один десяток телесериалов, наконец шестилетний к сегодняшнему моменту опыт преподавания в ГИТИСе...

От «Чикаго» до «Зойкиной квартиры» — таков далеко не полный диапазон работ Лики Руллы

— Но, готовясь к этому разговору, я с удивлением прочел ваше высказывание: не люблю мюзикл!

— (смеется) Я и студентам своим говорю: опять у вас мюзикл получается!.. Но и коллегам по драмтеатру могу сказать: опять вы драму ставите... Дело в том, что не люблю жанры в их каноническом виде. Мне это скучно. Почему у нас в большинстве случаев считают, что для успеха мюзикла надо обязательно копировать бродвейский стандарт: многофигурное шоу, роскошные декорации? Ну ладно, та же Московская оперетта, или Театр мюзикла Михаила Швыдкого, или МДМ Дмитрия Богачева могут это себе позволить, но у скольких театров, не располагающих такими возможностями, выходит пародия на жанр? А главное — в органике мы на этом поле все равно никогда не сравняемся с американцами. Но ведь у нас есть свои традиции авторского музыкального театра, основанные на свободном смешении черт комедии и трагедии. Не «гы-гы-гы» от начала до конца и не беспросветная тоска, а постоянные качели между душевной болью, иронией, надеждой... Именно так создается объемная картина жизни, трагикомическая вязь женской судьбы. Именно в этом плане выдержан и мой собственный моноспектакль «Монологи о любви», идущий в московском Центре режиссуры и драматургии под руководством Владимира Панкова, а с некоторых пор также в Свердловской музкомедии.

В спектакле-исповеди «Монологи о любви» актрисе пригодились уроки скрипки, полученные еще в детской музыкальной школе

— Расскажите, пожалуйста, о ваших учениках.

— По крайней мере десяток из них востребованы и прекрасно работают. Допустим, Наташа Инькова — в «Стилягах» Театра Наций, «Онегине» Таганки. Или Эмиль Салес. Или Маруся Бережная, которая одновременно и композитор, что очень важно — у нас, как я вам уже говорила, огромный дефицит молодых авторов. Да, есть великолепная Ольга Шайдуллина, есть потрясающий драматург Женя Беркович, написавшая острейший текст к «Антигоне» пермского Театра-Театра — этот спектакль тоже получил «Золотую маску». Но для такой огромной страны, как наша, сочинителей требуется куда больше. Не могут афиши наших музыкальных театров ограничиваться именами Кима Брейтбурга, Владимира Баскина и еще парой столь же привычных фамилий. Не хватает и музыкальных режиссеров. Я в восторге от того, как работает Алексей Франдетти — кстати, соавтор и моих «Монологов о любви», горячо поддерживаю его назначение в «Ленком» Марка Захарова. Мы дружим еще с совместных проб на «Ромео и Джульетту» в Оперетте, еще с тех пор, как я на той сцене была Багирой, а он моим воспитанником Маугли. Но не может один Алексей поспевать во все музыкальные театры России...

Для того, чтобы талантливая актерская молодежь получила работу, чтобы набирали силу новые яркие авторы и постановщики, мы с единомышленниками решили создать Молодежный театр музыкального эксперимента. Площадку нам предоставляет OFF-Театр на Сухаревской, в самой программе которого записано: камерные спектакли самых разных форм, различные составы музыкантов, лабораторные показы и обучение, творческие вечера и уютные квартирники... С моим предыдущим выпуском мы уже поставили спектакль «Альба» по Лорке. А для следующей работы, которую хочу сделать с моим нынешним выпускным курсом, я выбрала «Обыкновенное чудо». То самое — с текстом Евгения Шварца и музыкой Геннадия Гладкова. Конечно, огромная проблема — вырваться из «поля притяжения» Марка Захарова. Его фильм — моя любимейшая кинолента на свете, в детстве я каждое первое января просыпалась в 9 утра, чтобы посмотреть эту картину, которую показывали по телевизору только раз в году.

Лика и ее курс в ГИТИСе

— Согласен с вами — классика не стареет. И чем дальше, тем все более убеждаюсь — мы используем этот драгоценный источник на жалкие доли процента. В нынешнем сезоне на московские сцены вышли несколько комических опер Оффенбаха — какой это фейерверк мелодий и сюжетов! Тут и сатира на каннибализм (чем, как не людоедством, до сих пор занимаются многие корпорации и правительства?), и даже высмеивание моды на смену пола. А этих опер у великого Жака свыше сотни!

— Отвечу вам в том же тоне: а где вы сегодня можете посмотреть Мольера, юбилею которого посвящен наш конкурс? В Москве — ну, «Тартюф» в Театре имени Пушкина, «Дон Жуан» и «Плутни Скапена» в «Сатириконе» Константина Райкина... Мало!

— Есть ли у вас роль мечты?

— Пожалуй, для своего времени ею была та смоленская Кармен. Возможно, таковой станет маячащая пока в неопределенном будущем роль Джулии Ламберт в «Театре» Сомерсета Моэма.

А и вправду эту королеву сцены (Лика в спектакле «Голливудская дива») легко представить себе в инсценировке знаменитого романа Моэма

— А самая трудная?

— Бесспорно, главная и единственная роль в теперешних «Монологах о любви». Как бы я в нее ни выгралась, каждый раз это живо и непредсказуемо, не выедешь на техническом приеме: слишком близок зритель и тесен контакт с ним. Все исполнения разные, хотя текст и песни неизменны... Еще — большим трудом далась роль Велмы Келли из «Чикаго». Сколько синяков я себе насажала, одолевая технически сложный номер со стулом!

— Для родителей-актеров самое типичное желание — чтобы дети не пошли по их профессиональным стопам.

— Что говорить, профессия не только прекрасная, но трудная, даже коварная. Дочка, впрочем, уже играла в «Джейн Эйр» Брейтбурга заглавную героиню в детстве. Но сейчас ее больше интересуют танцы. У нас перед вузом есть еще два года, чтобы выбрать путь.

P.S. Сбор заявок на конкурс комедий продлится на сайте ГИТИСа по 31 августа.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?