Главная Культура 20:38 12 Мая 2023 1904
Малер и Шостакович поделились воспоминаниями о будущем

В «праздник со слезами на глазах» Москва услышала уникальную симфоническую серию Курентзиса и Гергиева 

Сергей Бирюков
Поклонникам симфонической музыки было что в эти памятные дни послушать и над чем поразмыслить. Фото автора

В нынешний необычный праздник (даже салют 9 мая в Москве отменили) и радости приходят не совсем обычные. Прежде в эти дни тебя со всех сторон атаковали афиши помпезных эстрадных концертов. Сейчас таких развлечений заметно убыло, а вот с симфонической музыкой – ровно противоположная картина. Как минимум два замечательных оркестра во главе с культовыми дирижерами приехали в Первопрестольную из Петербурга. И дали серию концертов, которая останется в памяти надолго.

7 мая эту торжественную полосу открыл в зале «Зарядье» коллектив musicAeterna Теодора Курентзиса. В программе – одно-единственное название, зато какое: Девятая симфония Малера. Последняя законченная партитура великого австрийского симфониста. Произведение, итожащее романтический взгляд на мир, который к началу кровавого ХХ века пришел с предощущением катастрофы. И в то же время это сгусток плодородной материи, из которой затем, как роща на кладбище, вытянутся ввысь могучие побеги будущего искусства. Уже первая часть, с начальных тактов примагничивающая слух загадочными переборами арфы и таинственной хрипотцой засурдиненной валторны, обещает грандиозный разворот рассказа «о времени и о себе». Одна волна страсти сменяет другую, кажущееся умиротворение в любой момент готово взорваться криком боли, а мотив колыбельной, подобный несбыточной мечте о покое, оборачивается похоронным маршем. Лендлер второй части, в котором столько от Брамса, особенно Второй симфонии, вдруг открывает и ослепительный портал в грядущую феерическую стихию вальсов Прокофьева, до которых самому Сергею Сергеевичу еще лет 30 творчески расти. В сумасшедшем скерцо, озаглавленном «Рондо-бурлеска», тоже не обошлось без «воспоминаний о будущем» но предвещают они уже скорее жестокий урбанизм Шостаковича. А вот в последней части можно угадать контуры тихих финалов Дмитрия Дмитриевича, хотя, пожалуй, такой чистоты чувства (пусть и смешанного с болью ухода из земного мира) даже величайшему русскому симфонисту последнего столетия не удавалось достигнуть.

И все полтора часа этой сложнейшей музыкальной драматургии Курентзис держит тебя на гребне эмоционального повествования, нигде не давая в нем «утонуть», утерять нерв рассказа… Конечно, если ты пришел на концерт из интереса к музыке, а не только потому, что заплатил за статусное событие 30 тысяч, и надо его отбыть (судя по участившемуся к финалу грохоту падающих телефонов, в зале было немало и такой «галочной» публики).

На следующий день эстафету земляков принял симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Коллектив Валерия Абисаловича – традиционный майский гость в столице, где его лидер обычно закрывает свой Пасхальный фестиваль. Ситуация, с одной стороны, привычная, с другой – не побоюсь слова, героическая: мариинцы до того успевают проехать пол-России, давая полсотни и больше концертов, а уронить планку качества не позволяет престиж марки, равно как недремлющее ухо худрука.

Но никакой усталости не слышалось в игре оркестра, допустим, днем 8 мая в том же «Зарядье». Наоборот, программа балетной музыки ХХ века – «Чудесный мандарин» Бартока, «Скифская сюита» Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» Равеля – словно сама придала исполнителям энергии. Сколько драйва было в этих варварски завывающих тромбонах и брутальных ритмах бартоковской абсурдистской сказки, сколько волшебства в прокофьевских флейтовых мотивах-огоньках и поднимающейся из оркестровых низин тревоге, будто вот-вот явятся гости из «параллельного» фантастического сюжета композитора – грозные маги Челий и Фата-Моргана из «Любви к трем апельсинам»… Единственное замечание – может быть, стоило Равеля сыграть прежде этих экспрессионистических резкостей, а не потом, когда на их фоне тонкий импрессионизм и мягко-текучая мелодика французского мастера слегка потерялись.

Впрочем, о том, как свободно строит Гергиев программы, уже сложены легенды. На сайте его фестиваля расшифровка афиш появляется в лучшем случае за сутки-другие до события, с чем публика давно смирилась, зная, что главное – качество работы дирижера и коллектива – ей обеспечено. Ибо вряд ли на свете найдется еще один оркестр, сравнимый с мариинским по сумме вышколенности и объема репертуара. Вот и в вечернем концерте 8 мая Валерий Абисалович соединил, казалось бы, несоединимое – Девятую симфонию Шуберта и «Петрушку» Стравинского.

Ну, где австрийский романтик, еще одной ногой стоящий в классицизме Шуберт – и эстет-мирискусник Стравинский? А вот смотри ж ты, каким удивительно «русским» получился обитатель венских мансард у Валерия Абисаловича! Какой эпической мощью повеяло от первых же мотивов первой части – такие мог написать и Глинка в одной из своих опер. А трогательно-печальная вторая часть, где вспышка драмы приводит к потрясению, после которого автор долго не в силах решиться продолжить музыкальный рассказ – это же абсолютно Анданте кантабиле из Пятой симфонии Чайковского. А шутливая песенно-плясовая тема финала, в разработке обретающая кряжистость какой-нибудь Богатырской симфонии Бородина!

На такой почве напитанная фольклором (тоже, между прочим, не сельским, а вполне столичным, петербургским) музыка Стравинского процвела совершенно естественно. А мастерство гергиевских музыкантов напитало все эти флейтовые, кларнетовые, медные, рояльные и прочие голоса, сплетающиеся в стоголосую полифонию народной жизни, буквально зримой, театральной выразительностью.

И вот – 9 мая, Большой зал консерватории. Закрытие Пасхального фестиваля. Не помнящая себя от счастья публика, которой опять же за день-другой анонсировали явление на сцене вместе с Гергиевым еще одного ее любимца – Дениса Мацуева. С его «коронкой» – Третьим концертом Рахманинова.

И опять же – ну какой Гергиев без сюрприза? Им стал «Фейерверк» Стравинского. Не заявленный даже в самых оперативных анонсах – но вот так захотелось «шефу», и кто будет за такое на него в претензии? Да, много музыки в запасе у мариинцев. Да, хочется ею поделиться, как накануне Валерий Абисалович поделился присоединенным к «Петрушке» на бис финалом «Жар-Птицы». И ведь как сыграл – душа ликовала от этого жаркого торжествующего мажора!

Точно так же ликовала она и от звуков «Фейерверка» – юношеской пьесы, в коротких броских мотивах и ажурном многоголосии которой уже четко угадывается будущий автор великой «Весны священной».

Третий концерт Рахманинова… Немного проблемный случай. Может, это внеплановое явление Стравинского заставило музыкантов так спешить? Я ведь, как и многие другие меломаны, знаю, насколько тонким и глубоким интерпретатором Рахманинова может быть Мацуев. Так отчего же и в этот раз было не отдаться вольному течению мелодий Сергея Васильевича, грандиозному разлету его кульминаций?

По счастью, были и сольные бисы: рахманиновский «Вокализ», который Денис подал почти так же задушевно и естественно, как он это сделал в январе в том же «Зарядье» после опять же Третьего концерта (только тогда сыгранного с Уральским молодежным оркестром). И попурри на темы песен Великой Отечественной войны, во время которого, не скрою, не я один заплакал…

Мы подходим к финишной прямой – Восьмой симфонии Шостаковича. Еще одной великой симфонии ХХ века, масштабом сравнимой с малеровской. В которой многие прозрения трагика начала столетия стали жестокой явью.

Пожалуй, первая часть – единственный момент, в котором мне у гергиевцев почувствовался отлив сил. Уж очень много они их отдали накануне. Нет, все звучало – сумрачная экспозиция, жесткая кульминация, разительно напоминающая будущее явление отца Гамлета в фильме Григория Козинцева (как известно, омузыкаленном Шостаковичем), пронзительный в своем «свете тихом» до мажор трубы в коде… Но все – словно с легкой сурдинкой усталости, о которой я, если б не знал, что на сцене мариинцы, и не подумал.

Но уже в нагло-разгульном скерцо, в топочущей басами и визжащей аккордами, будто ревущий на полном ходу бронепоезд, токкате оркестр показал свою истинную мощь. В долгой пассакалии (вариациях на остинатный бас) словно перенес нас на выжженную, изрытую, припорошенную снегом равнину после битвы.

Особая удача музыкантов – финал. Прежде мне казалось, что это – вроде «отточия» композитора, как бы откладывающего решение драмы до следующих опусов. Нынче же гергиевская нарочитая механистичность в передаче главного приплясывающего мотива, деланное веселье которого разоблачает следующее за ним виолончельное причитание, а особенно – вновь встающая в разработке страшная «тень отца Гамлета», этот символ открытия жестокой правды – четко сказали: никакого решения не будет. То, что мы слышим (и через слышание – видим) в «жизнерадостные» моменты партитуры – не жизнь, а лишь ее попытка. Муляж. Имитация, скорее всего, обреченная на крах. Потому что единственная реальность сейчас – война. Которая будет, похоже, всегда. Эта ли, с фашистами, или одна из бесконечных будущих. А в войну любая улыбка в любой момент может быть погашена. Любой танец оборван. Любая жизнь – раздавлена.

Непраздничный финал. Но ведь и праздник, который мы справили – «со слезами на глазах». В последний год для них, к сожалению, еще больше поводов, чем прежде. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9366
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7063
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?