Классинцы давно уже спят вполглаза, чутко прислушиваясь к лаю собак и каждому стуку на улице. Но на этот раз они разозлились не на шутку, и на днях, а вернее, в одну из ночей, дело чуть не дошло до смертоубийства.
Первой от подозрительного шума во дворе проснулась семья Юрия Русских. Хозяйка вышла на крыльцо и увидела, как за сарай метнулись две тени. Тут выскочил из дома сам Юрий, схватил вилы и бросился следом. Жена побежала по селу поднимать народ.
За сараями Юрий настиг двух парней - хорошо одетых, с виду "крутых". Непрошеные гости попытались было убедить его, что они не воры. Мол, их вывезли за город выбивать карточный долг, а они вырвались и сейчас скрываются от преследователей. Однако увидев, что разъяренный мужик явно собирается пустить вилы в ход, парни задали стрекача.
Тем временем к месту происшествия сбежались десятка два односельчан, которые, разбившись на группы, организовали погоню. Ночных визитеров окружили в близлежащем леске. Когда "крутые" попытались еще и угрожать: дескать, вернемся потом, всю деревню на уши поставим, - самосуда, казалось, не избежать. Но мужики, изрядно намяв "гостям" бока, вовремя остановились, отвезли их в соседнее село и сдали в отделение милиции.
Как потом выяснилось, парни и впрямь оказались не ворами, а проигравшимися картежниками. Однако это происшествие стало последней каплей в чаше терпения классинцев: ну сколько можно дрожать за свою скотину и гадать, кто станет жертвой грабителей в следующий раз? Собрались всем миром, пошумели и пришли к выводу: если сами они свое добро не защитят, никто им не поможет. В общем, решили создать отряд самообороны. Разбились на тройки, составили график дежурств, и теперь каждую ночь мужики, вооруженные дубинами, патрулируют деревенские улицы, невзирая на лютые морозы.
Вам это ничего не напоминает? Вспомним, как еще совсем недавно москвичи и жители некоторых других городов организовали дружины, чтобы защищать свои дома от террористов. Конечно, на первый взгляд трудно поставить знак равенства между деревенскими скотокрадами и диверсантами. Но на самом деле и здесь, и там речь идет о настоящем терроре против мирного населения. Воровство "живой еды" в деревне приобрело такой размах, что впору говорить о прямой угрозе безопасности каждой крестьянской семьи. Ведь работы нынче на селе нет, акционерные общества не платят людям зарплату годами и только личное подворье спасает многих от голода. А потому пропажа коровенки для иной семьи - действительно непоправимое горе.
Как-то встретил старого знакомого, у которого есть домик в пригородной деревеньке, - его рассказ представлял собой описание целой серии террористических актов против сельчан. У одного ночью прямо в сарайчике закололи свиноматку - унесли 150 килограммов мяса. У другого - тоже по темноте - во дворе зарезали телку и вывезли тушу. У женщины разом умыкнули 22 курицы. Она даже не проснулась. Причем собака во дворе была, но ее, видно, заранее прикормили.
Милиция, а если брать шире, то государство - не в состоянии защитить граждан от беспредела. Вот и защищают они себя, как умеют. Порой такая самооборона оборачивается трагедиями. Пенсионер Владимир Дмитриевич Шипицын, тяжелобольной человек, проснулся в четыре часа утра от собачьего лая. С трудом заставил себя встать с постели: недавно они с женой выкроили из скудных пенсий деньжат и купили 13 куриц, которые только-только начали нестись, - жалко, если утащат. В сарае и впрямь творился переполох - кто-то чинил куриную расправу. Старик вернулся в дом. Достал из-под кровати ружье. Он уже и не помнил, когда из него в последний раз стрелял, да и патрон был один-единственный - стоял на окне с незапамятных времен.
Владимир Дмитриевич вновь вышел на крыльцо и увидел, как из сарая к огороду бегут две фигуры. В руках одного вора трепыхались три курицы со свернутыми головами. "Стойте, стрелять буду!" - закричал хозяин. Но те, на ходу пообещав ему самому свернуть голову, рванули дальше. Старик в отчаянии вскинул ружье и, не целясь, выстрелил вдогонку убегавшим. Один из них повис на заборе - выстрел оказался смертельным...
А в прошлом году за убийство судили другого пенсионера - Михаила Тумара. Его жилище и огород регулярно подвергались опустошительным ночным набегам. В конце концов злоумышленники сожгли дом, теплицу, баню. Это была настоящая война, в которой пенсионер терпел одно поражение за другим. Много раз он обращался в милицию, да все без толку. Тогда Михаил Адамович принял меры безопасности по своему разумению: протянул по участку оголенный провод и подключил к нему ток. Однажды ночью электрокапкан сработал - вор не успел вынести доверху набитые сумки. "Труд" по горячим следам писал об этой истории. А потом был приговор. Районный суд назначил наказание в виде двух лет тюрьмы - за "убийство общественно опасным способом".
Но сама общественность явно сочувствовала убийце больше, нежели убитому, как и в случае с пенсионером Владимиром Шипицыным, застрелившим человека вроде бы из-за сущей ерунды - трех несчастных куриц. Ибо всем понятно, что речь давно уже идет не о курицах, а о полной беззащитности сельских жителей (каких-никаких, а собственников) перед лицом растущей преступности.
Можно, конечно, отмахнуться: какая в деревне преступность? Ну пьют многие мужики, чистят по пьяной лавочке погреба и сарайчики у соседей - так ведь то обычная "бытовуха", мелкие хищения. Увы, сегодня это явление приобретает уже совершенно другие очертания. На почве бесчисленных и, что самое главное, безнаказанных мелких хищений постепенно и незаметно вырос новый вид преступного бизнеса. Вот только один из примеров "работы" таких профессионалов.
В селе Ачаир Омского района грабители появились, как всегда, ночью. Сторожа ЗАО "Первомайское", которых под угрозой расстрела положили на землю и связали, успели заметить, что преступников было не менее десяти человек. В руках одного сверкнул огромный топор, предназначенный для рубки мяса. Четыре часа (!) бандиты резали коров и разделывали туши. Работали со знанием дела: отбирали исключительно молодых телок, мясо которых ценится дороже. Отъехали на двух машинах только на рассвете. Буквально за несколько минут до появления доярок - те даже видели фары удаляющихся автомобилей.
Подобные преступления совершались и в других районах области. А на буренок ЗАО "Первомайское" это было третье нападение за месяц. Вот уж поистине: если повадятся волки в стадо... На личных подворьях сельчан все чаще орудуют отнюдь не местные пакостники-дилетанты - в деревне забитую корову и не спрячешь. Тут действуют организованные банды, имеющие широкую сеть осведомителей, четкие схемы вывоза и реализации награбленного мяса.
Да, территория области велика, села далеко разбросаны друг от друга, связь между ними плохая, и милиции крайне тяжело бороться с этим злом. Однако явление приобрело уже такой размах и представляет столь серьезную опасность, что, может быть, действительно пора создавать специальные подразделения по борьбе с терроризмом в сельской местности. Ведь вряд ли мужики с дубинами и пенсионеры со ржавыми берданками под кроватью могут эффективно противостоять профессиональному преступному бизнесу. Да и их ли это дело?