Успехи наших паралимпийцев сотворили чудо: злые языки, что хуже пистолетов, молчат. Победа очередной россиянки на очередном конкурсе красоты тут же поднимает в интернете целое цунами злобы: «Да я знаю, кто это проплатил! Да все знают, кому она дала!» А вот на форуме, посвященном паралимпийцам, любые попытки развязности гневно пресекаются. Ибо эти шутники покушаются на самое дорогое — на нашу гордость за человека, ослабляющую наш страх перед болезнями и увечьями.
Ведь каждый трясущийся паралитик напоминает даже самым процветающим: вот чего стоят твои мышцы, твоя молодость, твой успех, твой джип — хорошее ДТП (дорожно-транспортное происшествие) воздействует не менее эффективно, чем ДЦП (детский церебральный паралич).
Эти невеселые мысли постоянно преследовали меня в хельсинкском центре занятости, принадлежащем Финскому союзу помощи парализованным людям — «дэцепэшникам», как их называют у нас. В этом центре проводят дни самые «тяжелые», каких у нас в общественных местах мы никогда не видим. И, несмотря на просторные чистые помещения и самое современное оборудование, эти люди даже и на электрических колясках с упрощенным управлением продолжают оставаться скрюченными в самых диковинных позах, непроизвольно гримасничают, издают бесконтрольные мычащие звуки...
Но здесь за каждым креслом стоит ласковая помощница (не медсестра!), не спеша подносящая ложку к их подергивающимся губам и терпеливо утирающая то, что пролилось, внимательно прислушивающаяся к их неясным просьбам. Для тех же, кто совсем не может говорить, есть специальные альбомы с картинками, которые подсказывают помощникам суть просьбы. При помощи этих альбомов люди, почти лишенные речи, могут объясняться не только с персоналом, но и друг с другом. И ад оборачивается местом вполне симпатичным.
В этих милых помощницах не ощущается ни малейшей жертвенности. Но все-таки проводить дни среди несчастных, от одного вида которых людей непривычных бросает в ужас: Однако врач-реабилитолог, которому я попытался выразить мое восхищение, не согласился со мной: когда он встречает таких людей на улице, ему и в голову не приходит их жалеть или содрогаться. Они не могут ходить, а у меня отец недавно умер, у всех свои огорчения, обычное дело.
Так вот чего добились здоровые, помогая инвалидам: они сумели нейтрализовать нашего главного врага — экзистенциальный ужас. Столкновение с парализованными людьми здесь посылает здоровым сигналы ровно обратного свойства: твоя жизнь всегда представляет величайшую ценность. Даже если с тобою что-то, упаси бог, стрясется, она все равно не превратится в кошмар.
К счастью, есть и Руси чем гордиться: в Петербурге, например, очень эффективно и эффектно работает клуб «Маяк олимпикс» под началом Марины Николенко. В «Маяк олимпикс» все стены увешаны декоративными изделиями инвалидов и грамотами за всевозможные их спортивные достижения.
Развивая паралимпийское движение, мы не просто помогаем тысячам людей с ограниченными возможностями (как будто наши собственные возможности безграничны!). Мы получаем заряд мужества, ощущение нашей нужности, если, не дай бог, на нас обрушится увечье, и обретаем надежду, что даже тяжелое увечье — это вовсе не конец.