Главная Культура 00:01 11 Августа 2017 3865
К чьему берегу причалит «Золотая ладья»?

На Выборгском фестивале определились претенденты на главные награды

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Близится к финалу фестиваль «Окно в Европу». Такое ощущение, что в Выборг переместилась нынче кинематографическая столица России. В этот древний город, в исторических декорациях которого было снято порядка сотни фильмов, прибыла едва ли не вся элита нашего кино: от Карена Шахназарова, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Вадима Абдрашитова — до молодой кинематографической поросли.

На церемонию открытия юбилейного феста, который нынче проходит в 25-й раз, сочли за честь приехать лауреаты «Окна в Европу» прошлых лет: Сергей Урсуляк и Александр Велединский, Андрей Смирнов и Лариса Садилова, Сергей Снежкин и Андрей Хржановский, чьи фильмы стали достоянием нового российского кино. Президент фестиваля Армен Медведев вспомнил тех, кто стоял у истоков смотра, кто отдал ему свою энергию и любовь. Это Савва Кулиш, Микаэл Таривердиев, Станислав Ростоцкий, ушедшие, увы, из жизни. И это здравствующий ныне классик Марлен Хуциев, который в эти дни завершает свой многострадальный фильм «Невечерняя», повествующий о встречах Толстого и Чехова. Даст Бог, эта картина, над которой перешагнувший 90-летний рубеж мастер работает уже порядка 10 лет, будет показана на следующем фестивале.

Ну, а нынешний смотр открылся документальным фильмом Гарика Сукачева «То, что во мне». Знаменитый музыкант, который неровно дышит к десятой музе (ранее он снял фильмы «Кризис среднего возраста», «Праздник», «Дом солнца»), в этот раз сел на мотоцикл и отправился в путешествие по Алтаю. По пути встретил самых разных людей: строителей Чуйского тракта, шаманов, археологов, травников, экскурсоводов, оленеводов, продавцов лежалым товаром, священников, наконец, таких же вольных байкеров, как он сам... Сукачев использовал в своем фильме сколь банальный, столь и беспроигрышный сюжетный ход. К нему в разное время прибегали и битник Джек Керуак, написавший книгу «В дороге», и нобелевский лауреат Стейнбек, отправившийся на автофургоне в путешествие по Америке. Ясное дело: Сукачев не Керуак и не Стейнбек. Видно, что снятые им эпизоды подчас носят постановочный характер, да и монтаж фильма мог быть более мускулистым. Но персонажи, встреченные автором в ходе этого путешествия, как минимум колоритны, пейзажи Алтая — восхитительны, а Сукачеву так нравится и сверкающий боками «Харлей», и ощущение стремительной дороги, и невероятные красоты Алтая, и он сам себе, что заразительность его восторга от этого мотопробега в какой-то момент передается и зрителям. Правда, смотреть этот клуб кинопутешественников на фестивале, да еще в конкурсе игрового кино, было немного странно. Но если раздробить это двухчасовое роуд-муви и показать фильм, скажем, в три приема по Первому каналу, для которого, как признался Гарик Сукачев, и снимался фильм, то на диване, под травяной чай с сушками, он, думаю, пойдет на «ура».

Гарик Сукачев на премьере своего нового фильма.

Впрочем, своя логика у организаторов киносмотра, решивших открыться картиной Сукачева, как выяснилось позже, все-таки была. Его фильм ненавязчиво задал фестивалю сквозной мотив дороги, который «аукался» во многих картинах, оказавшихся, так уж случилось, самыми интересными в программе «Окна в Европу».

...Бежит на ночной вокзал и отправляется на товарняке в сырое, туманное никуда мальчик-сирота, травмированный жизнью в детдоме, преданный старшим братом, недолюбленный стареющей теткой (фильм «Ничей» Евгения Татарова).

...Приезд на тихую, затерянную в лесах уединенную дачу оборачивается для молодой четы взрывом давно накопившегося раздражения, попыткой переменить участь с помощью новых влюбленностей («Ложь или действие» Алексея Камынина).

...Расстреляв из охотничьего ружья обидчиков, демобилизовавшийся из Чечни десантник вместе со своей возлюбленной уезжает на мотоцикле из проклятых 90-х прямиком в наступающий 2000-й год, а с ним и в XXI век («Нашла коса на камень» Анны Крайс).

...Из тесноты убогих городских кварталов в пространство высоких гор и чистых водопадов на исходе лихих девяностых вырывается семья, пережившая в Нальчике ужас межнациональной розни («Теснота» Кантемира Балагова).

В этих и других фильмах путешествие, дорога воспринимаются как символ обновления, как возможность переменить если не суровые обстоятельства внешней жизни, то хотя бы личную судьбу.

В основном конкурсе наиболее емко этот мотив прозвучал в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который поставил дебютант Александр Хант. Это гротескное роуд-муви о двух отморозках — отце и сыне, встретившихся на исходе жизни одного и на пороге новой жизни другого. Выросший в детдоме сын всю жизнь ненавидел отца, бросившего семью и пошедшего по кривой дорожке. И вот злодейка-судьба уготовила отпрыску везти парализованного отца, а по сути, чужого человека в инвалидный дом под Воронежем.

Несколько суток их будет мотать по проселочным дорогам. После случившейся на дороге аварии отец, находившийся доселе в состоянии «овоща», обретет вдруг дар речи, его слова и действия станут осмысленными. Дальнейшая поездка обернется постепенным узнаванием отца и сына, их вглядыванием друг в друга, превращением из духовных инвалидов — в людей. Изобретательный сюжетный ход, ироничный стиль, остроумные диалоги, блистательные актерские работы Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова — вот слагаемые успеха этого смешного, горького и человечного фильма, который уже получил главный приз в конкурсе восточно-европейского кино в Карловых Варах. Думаю, он не останется без наград и в Выборге.

А в конкурсе «Выборгский счет», который оценивают кинематографисты вместе со зрителями, для меня на сегодняшний день безусловным лидером является «Аритмия» в постановке Бориса Хлебникова. Я поставил ей 10 баллов из 10 возможных. Это тоже своеобразное роуд-муви — только карета скорой помощи, в которой происходит едва ли не половина действия, петляет по забитым машинами улицам большого города.

Главный герой «Аритмии» — врач скорой помощи Олег, который день за днем спасет чужие жизни. Лишенный карьерных амбиций, слабовольный человек, выпивающий не только по праздникам, но и в будни, он находится в состоянии развода с женой и без конца получает нагоняи от начальника-формалиста. Такая вот жизненная полоса, такая аритмия. Но у постели больных инертный Олег буквально превращается в наместника Бога на земле. Его врачебная интуиция, а, главное, какая-то нутряная, не скудеющая любовь к людям, в том числе к увечным, сирым, убогим, помогает ему оставаться отзывчивым к чужой беде и переживать ее как свою собственную боль.

Впитавшая в себя опыт русской психологической прозы (первым делом вспоминаются «врачебные» повести Чехова и Булгакова), социальную энергию фильмов Андрея Звягинцева, уроки румынской «новой волны» с ее дотошным следованием бытовой правде, «Аритмия» без прикрас, но и без намеренного сгущения мрака показывает кровавую, потную, гнойную изнанку самой гуманной профессии на земле. Это не только безукоризненно точный «рентгеновский снимок» нашей «оптимизированной» медицины, не только исполненный акварельной нежности портрет ее бескорыстных служителей — врачей скорой помощи, травматологов, хирургов, ежедневно вытаскивающих людей с того света. Это еще и потрясающая история прекрасной, мучительной и, как мне кажется, обреченной любви в блистательном исполнении Александра Яценко и Ирины Горбачевой.

Ничего лучшего в нашем кино за последние годы я не видел. Надеюсь, что к Главному призу, который картина получила на сочинском «Кинотавре», «Аритмия» прибавит еще и выборгскую «Золотую ладью».

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6229
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5992
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4474
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...